Легизм

Теоретики легизма – Гуань Чжун (конец V III-V II вв. до н. э.), Цзы Чань (VI в. до н. э.), Ли Кэ (IV в. дон. э.), Шан Ян (IV в. до н. э.) – оппонируют конфуцианцам по вопросам характера государственного устройства. В качестве высшей ценности легисты выдвигают единое могущественное государство, принципиально отличное от семьи. Конфуцианской категории ли (традиции) ле­гисты противопоставляют принцип фа – единого юридического закона, создателем которого может быть лишь единовластный правитель.

В отличие от традиции, закон не имеет сакрального характера и может изменяться в соответствии с потребностями времени. Однозначные, обязательные для каждого законы, соблю­дение которых должно обеспечиваться суровой системой наказа­ний, образовывают основание государства. Гарантом управления на основе закона является ши. Этот термин легисты использовали для обозначения как насилия, так и самой власти. Согласно докт­рине легистов, отношения верховной власти с народом могут быть только враждебными, задача же государства состоит в ослабле­ нии народа.

Легисты выдвинули идею регулярного административного де­ления, разработали систему централизованного управления госу­дарством с помощью унифицированного государственного аппа­ёрата, принцип присвоения рангов и привилегий за конкретные зас­луги. Они предложили ввести контроль над образом мысли под­данных, систему надзора за чиновниками, круговой поруки и груп­повой ответственности. Все эти идеи были использованы импера­тором Цинь Ш ихуаном при создании централизованной империи в 221-207 гг. до н. э., а после распада империи были ассимилирова­ны конфуцианством.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)