Культурно-исторические и экзистенциальные факторы генезиса философского мышления. Проблема начала философии

К VI в. до н. э. в разнообразных культурах, как уже отмечалось, происходит настоящий взрыв интеллектуальной энергии.

Термин “философия” впервые возник в Древней Греции (бук­вально от греч. phileo – люблю, sophia – мудрость). Сначала по­явились философы, затем слово “философ” и еще позже слово “фи­лософия”. По свидетельству античных авторов, слово “философ” впервые встречалось у Пифагора, а в качестве обозначения особой науки термин “философия” впервые был употреблен Платоном.

Древнегреческие мыслители высказывали мысль о том, что муд­рость как таковая – прерогатива богов, а достояние человека – любовь к мудрости, влечение к ней. В диалоге “Пир” Платон указывает: “Философ занимает промежуточное положение между мудрецом и невеждой… Из богов никто не занимается философи­ей, поскольку боги и так мудры. Но не занимаются философией и не желают стать мудрыми опять-таки и невежды…

Занимаются ею те, кто находится между богами и невеждами” (“Пир”, 204 а-б). Не всякое знание, с точки зрения первых философов, есть муд­рость. Многознание, учил Гераклит, не прибавляет мудрости. Мудрость заключается в том, чтобы обо всех известных людям вещах судить, исходя из признания их общей непреходящей осно­вы, чтобы, постигнув сущность бытия, найти всеобщее в специфи­ческом, обосновать и объяснить многие явления.

Необходимость обоснования осмысливается в форме вопросов, непосредственно затрагивающих существование человека. Люди были, остаются и останутся философами, пока они ставят вопросы о смысле своей жизни, о смысле мира, – писал французский философ Э. Вейль. Они забудут философию, вернее, не будут больше философство­вать, если поверят, что они постигли этот смысл, или станут со­мневаться в том, что он существует.

Философия существенным образом отличается от других сис­тем знания тем, что она постоянно вопрошает саму себя о своей собственной сущности, предмете, назначении. Не случайно многие мыслители, рассуждая о начале философии, указывали, что она появляется в результате изумления, удивления. “Ясность со­знания, на которой основывается потребность в философии и да­рования к ней, сказываются, прежде всего, в изумлении, вызываемом человеческим миром и нашим собственным существованием – в изумлении, которое тревожит дух и делает для него невозможным жизнь без размышления над нею. Уже Платон видел в этом изум­лении источник философии”

Согласно Аристотелю, “люди начали и теперь, и впервые фило­софствовать вследствие удивления”. Гегель утверждал, что древнегреческая философия появилась на свет в период упадка Ионии, ког­да остановленный в своем движении дух обратился вовнутрь. Фак­торы, способствующие появлению философии в Древней Греции, – это одаренность греческого народа, благоприятное географическое положение, исторические обстоятельства, богатство и многосторон­ность дарований, энергичность в сочетании с тонким чувством кра­соты, мифология без догматики и без касты жрецов, демократия, ува­жение к закону и порядку, и, наконец, любовь к поэзии.

В вопросе о происхождении философии сформировались две кон­цепции: мифогенная и гносеогенная. Первая выводит философию из мифологии, вторая – из науки.
Мифогенная концепция права, когда анализирует предысто­рию философии, вскрывает переходные формы от мифологии к философии, анализирует мифологическое мировоззрение как предфилософское. Но с мифогенной концепцией нельзя согла­ситься, когда она сводит мифологию к религии, не видит отличи­тельных особенностей философии от мифологии не только по форме, но и по содержанию.

Сторонники гносеогенной концепции правы, когда показывают значение зачатков научного знания для философии. Не правы же, когда третируют мифологию, рассматривая ее как нечто, совер­шенно лишенное всякого исторически оправданного содержания и ценности.
Итак, у истоков формирования философии – мифология, ре­лигия, зачатки научного и обыденного знания.

Ранняя философия прямо еще не отрицает сверхприродное, но выводит его уже из природного как нечто вторичное. Так, об Анак­симене известно, что “богов же он не отрицал и не обошел их мол­чанием. Однако он того убеждения, что не ими (богами) создан воздух, но что они сами возникли из воздуха”.

Процесс возникновения философии в общей форме представ­ляется как разрешение противоречия между мифологическим мировоззрением и новым мышлением, элементарными методами и достижениями наук. Мировоззрение стало перестраиваться по зако­нам рассудка и в соответствии с методами научного исследования.

Философия унаследовала от мифологии ее мировоззренческий ха­рактер, мировоззренческую схему, то есть совокупность вопросов о происхождении мира в целом, о его строении, о положении человека в мире. Философия становилась рационально-теоретическим ядром мировоззрения. “Разум управляет всем при помощи всего” (Герак­лит). Осуществляется поиск “единого во многом”.

Философия судит о единой для всех явлений мира основе, ищет в ней условия единства и целостности мира. Все это позволяет ответить на вопрос: совпадает ли философия с мировоззрением? Нет, не совпадает: философия – не первая и не единственная форма духовного освоения действительности.

Философия не совпадает с мировоззрением, ибо:

  1. зарождение мировоззренческого сознания значительно пред­шествует становлению философии;
  2. функции мировоззрения до возникновения философии вы­полняли мифология, религия, зачатки научного знания и обыден­ное знание;
  3. мировоззрение предшествовало философии не только в исто­рическом процессе развития человечества, но и с точки зрения фор­мирования индивидуального, личностного сознания.

Ребенок, не имеющий представления о философии, тем не менее обладает опре­деленным воззрением на мир, ставит мировоззренческие вопросы перед взрослыми и отвечает по-своему на них.” Ибо дух отдельного человека склонен идти в своем развитии тем же путем, каким шло развитие человеческого рода. Этот путь начинается с размышления о внешнем мире и заканчивается размышлением о себе”.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)