Философия, религия, мораль, искусство: диалогкультурных традиций

Историческое взаимодействие между религией и философией все­гда является конкретным, выраженным в учении философа или фи­лософской школы, соединяющейся с определенной религиозной тра­дицией. Интерес философов к религии обусловлен существенной ролью последней в мировосприятии и самоопределении человека. Религиозная традиция – один из важных факторов формирования мировоззрения и ценностных ориентаций. Она духовно наставляет человека, предлагает глубокую интерпретацию бытия, придает сак­ральное измерение социальному пространству.

Как формы духовного проявления, религия и философия нахо­дятся в сложном взаимодействии. Они никогда не противостоят друг другу как таковые, вступая в отношения в исторически определен­ных формах. В учениях конкретных философов, поскольку они пересекаются с верованиями религиозных традиций, мы находим живое сочетание религиозных и философских аспектов.

Пример взаимо­действия между религией и философией – творчество христианских платоников Климента Александрийского (150-215 гг. н.э.) и Оригена (185-254 гг. н.э.). Подобный тип интерпретации, предполагаю­щий использование греко-римских философских систем для выра­жения основ библейской традиции, применялся в Средние века и в эпоху Возрождения.

Оригинальным европейским познавательным проектом, сфор­мировавшимся на стыке философии и религии в рамках культуры Нового времени, является философия религии. Термин “философия религии” является сравнительно новым, его появление относится к концу XIX столетия. Широкое распространение этот термин полу­чил благодаря работам Г. В. Ф. Гегеля. Философия религии – один из важных разделов философского знания эпохи модерна. Ее становле­ние связано с развитием христианской мысли в различных конфес­сиональных вариантах и идейных модификациях.

Объект филосо­фии религии – религиозное знание. Основными проблемами фило­софии религии являются аргументация за или против существова­ния Бога, учение о человеческой природе, о свободе воли, проблемы влияния религии на мораль, природа зла и проблематика эпистемо­логии религиозной веры.

Итак, философия религии – специальный раздел в фундаменталь­ных философских системах или самостоятельное направление в фи­лософии, исследующее представления о Боге как бесконечной, веч­ной, несотворенной совершенной Личности, трансцендентной по от­ношению ко всему сущему и одновременно сохраняющей действен­ное присутствие в мире, природу и функции религии, отношение Бога и человека.

Основными типами философии религии являются философское религиоведение унацеленное на философско-критическое исследова­ние существующей системы и эпистемологического статуса религи­озных верований, особенностей религиозно-мистического опыта, специфики религиозного языка, условий обоснованности, рацио­нальности и истинности религиозных верований и традиций мира, религии как социокультурного феномена, истории религии и свобо­домыслия, а также философская теология, выполняющая функции обоснования учения о Боге, его природе, отношении к человеку, ин­терпретационные, оправдательные и конструктивные функции от­носительно религии.

Теология (богословие) является одним из значительных интел­лектуальных образований, находящихся на пограничье религии и философии. В широком смысле слова богословие понимается как концептуальная форма религии, то есть учение о Боге и Его отноше­нии к миру и человеку. Как и философия, богословие создает система­тическое учение о бытии. Выражая и обобщая религиозную тради­цию, богословие выступает в качестве ее интеллектуального инстру­мента. Философской рефлексии в рамках философии религии подвер­гается понятие религиозного мировоззрения.

Религиозное мировоззрение – специфический способ мировидения и миропонимания, основанный на вере в существование сверхъесте­ственного, на признании определенной системы норм, ценностей и убеждений, смещающих ориентацию человека из сферы обществен­но и материально необходимых жизненных задач в сферу духовно­ индивидуальных интересов, где решающее значение приобретает личное спасение, непосредственно связанное с учением о бессмертии души и загробном воздаянии.

Стремление людей, особенно в переломные, кризисные эпохи, ис­кать устойчивые общечеловеческие ценности в культуре прошлого, приемлемость, универсальность и общедоступность религиозных построений обеспечивают их актуальность, популярность и привле­кательность.

Мировые религии обогатили и развили моральный опыт человечества. Высшей ценностью, образцом для подражания, в котором соединились и воплотились все добродетели, целостным моральным идеалом высшего порядка выступают в каждой из мировых религий Христос, Будда, Аллах. Утверждение Бога как един­ственного источника и критерия нравственности, интерпретация зла как отступления от божественных предписаний стали основой рели­гиозной этики. Наряду с философией религии в процессе реального диалога культурных традиций рождаются такие разделы философии, как философия морали и философия искусства.

Философия морали – философское направление, исследующее мораль как один из основных способов нормативной регуляции дей­ствий человека в обществе. В рамках философии морали анализиру­ются такие проблемы, как генезис и динамика норм морали, специ­фика нормативной регуляции в различных культурах, принципы, функции и императивы нравственности, статус моральных ценнос­тей в отдельных сферах культуры – науке, искусстве, религии, поли­тике, экономике, праве.

Философское учение о морали и нравственности называют эти­кой. Этика выясняет место и роль морали в системе других феноме­нов культуры (наука, политика, право, экономика, религия, искусст­во и другие), анализирует ее природу и внутреннюю структуру, изу­чает происхождение и историческое развитие нравственности, обо­сновывает различные ее системы.

Различие понятий “мораль” и “нравственность” основано на проти­вопоставлении того, к чему человек должен стремиться (мир должно­го), и реально практикуемыми нравами повседневной жизни (мир сущего). Под моралью при этом понимают специфическую сферу культуры, в которой концентрируются и обобщаются идеалы и нор­мы, регулирующие поведение и сознание человека в различных обла­стях общественной жизни. В понятие “нравственность” вкладывает­ся более житейское, приземленное значение. Это принципы и формы реального практического поведения людей, в котором строгость мо­ральных норм значительно смягчена.

Внеинституциональность морали (поскольку в обществе не су­ществует институтов, организаций и учреждений, обеспечивающих функционирование и развитие морали), ее всепроникающий и все­объемлющий характер проявляется в нерасторжимой связи морали с другими феноменами культуры (наукой, политикой, экономикой, экологией, искусством и др.) Искусство как форма человекотворчества постигается в рамках философии искусства.

Искусство – специфический род практически-духовной, творческой деятельности, направленной на создание художественных произведений и эстетически-выразительных форм живописи, музыки, театра, литературы, с одной стороны, и вместе с тем это мастерство, умение, ремесло, ловкость – сделанность, завер­шенность произведения, его выраженность.
Искусство, порождая мир художественных произведений, одно­временно конституирует собственный мир – художественную куль­туру, мир, отличный от эмпирической действительности, обладаю­щий собственной, имманентной природой.

С точки зрения философии искусства можно выделить две взаимо­дополняющие характеристики или координаты искусства: одна из таких координат с необходимостью связана с вопросом экзистенци­ального присутствия человека в искусстве через художественную культуру, его апелляцией к верховным ценностям и идеалам соци­ального порядка; вторая координата детерминирует гносеологичес­кую направленность искусства как художественного процесса поиска истины, возможность ее явления для эстетического сознания.

В качестве конкретных модификаций искусства можно выделить различные виды искусства (музыка, живопись, литература, архитек­тура, театр, киноискусство и так далее); различные роды искусства (эпический и лирический); жанры (поэма, роман, оратория и симфо­ния, историческая картина и натюрморт и так далее); исторические типы (например, готика, барокко, классицизм, романтизм и т.д.).

Важнейшей проблемой философии искусства является выявле­ние специфики классической и неклассической моделей искусства. Классическая модель искусства соотнесена с программами и образ­цами европоцентристского мироустройства. Она предполагала, что субъект творчества, творец-художник отдален от мира, который противопоставлен ему в форме объекта и предмета эмпирически по­ставленных целеполаганий; искусство представало как способность описать, отобразить мир в художественных произведениях, которые “не претендуют на то, чтобы быть действительностью” (Л. Фейероах).

В художественном творчестве доминировали аспекты “технз” — ма­стерства, умения и подражания — воспроизведения как представле­ния вещи; мир классического искусства рассматривался как специ­фическая система адекватного описания (отображения) в нехудожественной действительности, основным выразительным элементом которого является художественный образ; художественный образ трактовался по преимуществу как продукт творческого воображе ния, возникающий в процессе создания и восприятия произведения; классический мир искусства предполагал образцовость (норматив­ность) как в плане ориентации на прекрасный идеал, так и в плане преобразования жизни, выразившееся в актуализации соотношения “прекрасного” и “жизни”, “художественного” и “реального” миров.

Глубинная трансформация классического искусства и оформление искусства постклассического типа на рубеже XIX-XX вв. были свя­заны с конфликтом классической и инновационной культурных па­радигм, что привело к появлению совершенно новых форм осмысле­ния человеческого существования. По словам М. Хайдеггера, худо­жественное произведение становится предметом переживания и со­ответственно искусство считается выражением жизни человека”.

Формируется неклассическое строение художественного мира, пред­полагающее равноправное сосуществование и коммуникацию разнообразных культурных миров, самоорганизующихся по различным эт­ ническим, религиозным, хозяйственным и ценностным принципам.

Видоизменяются способы и формы бытия искусства, которое вос­принимается преимущественно как система знаковых образований (дискурсов). Актуальное искусство оформляется как сложнооргани­зованная система разнообразных направлений и форм, коммуницирующих и взаимодействующих между собой в рамках различных модернистских и постмодернистских проектов.

На смену отстранен­ному от мира субъекту-созерцателю классической модели искусства приходит непосредственно присутствующий в реализации художе­ственного акта и представленный в разнообразных художественных артефактах автор-исполнитель, избирающий стратегию публичной интеллектуальной провокации.

Современное искусство в его наибо­лее характерных формах представляет собой открытый гуманитар­но-антропологический проект с многообразием программ и форм ху­дожественной рефлексии, активным диалогом маргинальных и временно-организованных в процессе художественного акта сообществ, нередко существующих в конфликте с тотально заявляющими о себе социально-политико-экономическими референциями.

Однако авангардными формами современного искусства не ис­черпывается современная художественно-эстетическая культура. Классическая модель искусства представлена здесь программами классического образовательного пространства и академическими институтами, музеями, включенными в процессы массовой ком­муникации и задающими определенные образцы художественного творчества, с которыми неизбежно коррелируют актуальные моде­ли художественной деятельности.

Существенным элементом кар­тины современной художественной культуры является и феномен массовой культуры, представляющий политико-идеологические и экономические референции общества, и принципиально обращен­ный к массовому художественному рынку с неизбежным воспроиз­водством идеологем массового сознания, массовых фобий и умона­ строений, системой звезд, формированием потребительских пред­почтений и т.д.

Глобальное взаимодействие культурных традиций, не оставляю­щее иллюзий о сохранении “чистых”, локальных образований в их первозданном этническом и социокультурном изоляционизме, приводит к становлению в XXI столетии глобальной культуры, с глубин­ным диалогом философии, религии, морали, искусства, науки и но­вой шкалой общечеловеческих ценностей.

Проблема осмысления при­роды человеческих ценностей с ее извечным вопросом “Что есть бла­го?” неизбежно возникала и возникает в эпохи обесценивания и дис­кредитации культурной традиции, кризиса общечеловеческих пред­ставлений о добре и зле, справедливости и несправедливости, красо­те и безобразии.

Вместе с тем, как свидетельствует мировая история, любой куль­турный кризис, способный вызвать распад конкретного типа культу­ры в его прежнем облике, в то же время является мощным толчком к самопознанию культуры в целом, раскрытию ее внутренних потенциальных возможностей, новому витку культуротоворчества.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)