Учителя риторики и мудрости – софисты

Граждане демократических полисов, в большинстве своем уча­ствовавшие в деятельности органов общественного самоуправле­ния, нуждались в теоретической подготовке к политической дея­тельности. Одерживать победы в дискуссиях помогало искусство красноречия. В ответ на общественную потребность появились и учителя, которые за плату обучали риторике и “мудрости”. Их прозвали софистами (от греч. sophistes – искусник, мудрец).

Софисты утверждали, что благодаря их искусству можно дока­зать или опровергнуть все что угодно, то есть нет незыблемых ис­тин, все знания не абсолютны, а относительны. Они разработали множество риторических уловок, псевдологических доказа­тельств, так называемых “софизмов”  цель которых – продемон­стрировать собеседнику относительность его познаний.

Софистов, в отличие от более ранних греческих философов, интересовали не столько вопросы о первоначалах и строении кос­моса, сколько практическое умение влиять на мнения людей. Благодаря софистам внимание философов переключилось с космоса на человека и общество, обострился вопрос о способности челове­ка знать истину и отличать ее от мнения или заблуждения.

Если первые греческие философы полагали, что в космосе существуют объективные законы, независящие от человеческих мнений и про­извола, то софисты утверждали, что законы устанавливаются са­мими людьми, причем в зависимости от их собственных интере­сов. Тем самым софисты заострили проблему различения того, что существует по природе и того, что существует по установлению.

Протагор (около 481-411 гг. до н. э.) – один из самых извест­ных софистов. Он считал допустимым высказывание различных, даже противоположных мнений о любой вещи. Причем все выска­зывания являются, согласно его учению, истинными, противоре­чия невозможны. Самый знаменитый его тезис гласит: “Человек есть мера всех вещей, существующих, что они существуют, несуще­ствующих же, что они не существуют”.

Эти слова Платон пояснил следующим образом: вещи, по мне­нию Протагора, таковы, какими они кажутся людям, хотя видятся они каждому по-своему, но все мнения равноправны. Один и тот же ветер одному кажется холодным, а другому нет, и каждый прав в своем суждении о ветре. Выходит, ветер холоден не сам по себе, а только по отношению к восприятию того или иного человека.

Другой видный софист Горгий (около 483-375 гг. до н. э.), в отличие от Протагора считал, что все ложно. Из его рассужде­ ний наибольшей известностью пользуется доказательство того, что, во-первых, в действительности ничего не существует, во- вторых, если что-то и существует, то оно не может быть позна­ но, в-третьих, если бы даже мы и могли что-то познать, то не могли бы передать и объяснить свое знание другим.

Софисты, отрицая возможность одной истины для всех и распространяя релятивизм и скепсис, подтачивали веру греков в справедливость законов государства, в разумность тех реше­ний, которые принимались на демократических собраниях. По­этому многие граждане полисов негативно относились к софис­там. Протагор был даже приговорен к смерти, но впоследствии просто изгнан из Афин за его книгу “О богах”, ставившую су­ществование богов под сомнение.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)