Проблема горизонтности сознания

Анализируя структуру любого, самого простого восприятия, феноменолог обнаруживает его принципиальный “перспективизм”, данность предмета восприятия в различных “оттенках” и “нюансах”, которые воспринимающее сознание синтезирует и до­страивает до никогда не данной в реальном восприятии полноты смысла предмета.

Видя реально, к примеру, только фасад дома, пе­реднюю сторону куба и другое, изменяя свое местоположение по отношению к ним и тому подобное, мы, тем не менее, воспринимаем их как единый и целостный смысл. То есть в реально изменчивых, дискретных, всегда частичных и данных в различные моменты вре­мени восприятиях сохраняется синтетическое единство целостного сознания, и сознание остается сознанием одного и того же объекта.

Уже из приведенных примеров видно, что за всяким актуальным “переживанием” стоят (делают его онтологически возможным, ар­тикулируют и достраивают его) ‘потенциальности”. Их-то и при­звана выявить, эксплицировать, привести к ясной данности транс­цендентально-феноменологическая рефлексия, исследуя каждое переживание как имеющее свою структурную “типику”.

Основной чертой интенциональности Гуссерль полагает нали­чие у любого переживания горизонта как “заранее очерченной по­тенциальности”, как его фона, не тематизированного, но импли­цитно присутствующего в актуальном переживании. Мир, по Гуссерлю, есть предельный горизонт, “бесконечная идея” никогда не реализуемого в реальности “полного синтеза возможных опытов”.

Итак, восстанавливая, модифицируя и развивая катезианс­ кий проект “абсолютной и универсальной критики”, создания “универсума абсолютной беспредрассудочности посредством воз­держания от всех точек зрения, в которых некое сущее оказывается заранее данным”, Гуссерль разрабатывает масштабную програм­му анализа интенциональной жизни сознания, описания чистых данностей трансцендентальной субъективности, которые должны приниматься такими, “какими они чисто интуитивно даны в про­стой очевидности, и оставаться свободными от любых толкова­ний, привносящих что-либо помимо усматриваемого в чистоте”.

Картезианское “сомнение”, cogito, анализ типов и способов данно­сти содержаний опыта сознанию, поиск достоверности в трансцен­дентальной феноменологии Гуссерля трансформировались, таким образом, в феноменологический метод редукции и интенционального анализа сознания, или трансцендентального Эго как “универсума возможных форм опыта”; в дескрипцию предметов “исключительно как интенциональных коррелятов способов их осознания” и транс­цендентально-логический анализ условий и механизмов конститу­тивной деятельности субъективности в разнообразных ее модусах.

А теперь остановимся подробнее на двух принципиальных особенностях феноменологической установки (коррелятивность мира сознанию и “созерцание сущностей”) и на мотивации перехода к ней в трансцендентальной феноменологической рефлексии. Это позволит нам как бы изнутри самой феноменологической ус­тановки увидеть то, что только она и позволяет увидеть, посмот­реть на это увиденное глазами феноменолога, а тем самым и по­знакомиться поближе с некоторыми из тех важных и сложных тем феноменологии Гуссерля, которые в общем и кратком виде здесь уже были введены и обозначены.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)