Природа как среда обитания человека. Биосфера и закономерности ее развития

Рассматривая природу как среду обитания, последнюю подраз­деляют на естественную и искусственную. Данное разделение имеет место уже в античности, например в философии Аристоте­ля, который отделял то, что осуществляется по естественным за­конам, независимо от человека, от того, что сделано им самим в подражание. В данном конкретном смысле естественное ассоции­руется с природой (гео- и биосферой), а искусственное – с различ­ными сферами деятельности человека и социальной организаци­ей его жизни (социо-, антропо-, техносферой).

В естественной среде обитания человека К. Маркс выделял ес­тественные источники средств жизни (дикие растения, плоды и так далее) и естественные богатства как предметы труда (камен­ный уголь, газ, нефть, энергия ветра, пара и так далее). Отноше­ния человека с естественной средой обитания зависят как от при­родных условий, так и от уровня развития материального произ­водства.

Поскольку материальное производство является основ­ной формой отношений между человеком и природной средой, а материально-преобразующая деятельность – сущностная потребность человека по реализации себя в мире, то в результате создается искусственная среда обитания человека, или “вторая природа”, “неорганическое тело цивилизации” (К. Маркс). В объем данного понятия включается все, что так или иначе произ­ведено человеком: любые неорганические предметы, живые систе­мы, произведенные путем селекции, генной инженерии и тому по­добным, общественные отношения.

Преобразующая технология вторгается в естественные процес­сы и видоизменяет их в соответствии с потребностями человека, за­мещая естественные элементы среды искусственными. К тому же в XX в. под влиянием генетики формируются представления об орга­низмах как запрограммированных системах, поддающихся пере­программированию при соответствующих научных и технических методиках.

К настоящему времени искусственно созданная челове­ком техносфера стала сопоставима с биосферой Земли: так, уже из­вестно, что масса всех искусственно созданных предметов и живых организмом (техномасса) значительно превосходит естественную биомассу. Подобная деятельность обострила характер социоприродного взаимодействия, и оно приобрело глобальное измерение.

Совокупная человеческая деятельность способна коренным обра­зом подорвать природное равновесие биосферы и тем самым приве­сти к гибели человеческую цивилизацию.В этой связи, начиная с конференции ООН в Рио-де-Жанейро в 1992 г. по охране окружаю­щей среды, осуществляется поиск новой модели устойчивого разви­тия.

Переход на модель устойчивого развития требует учета всех параметров и тенденций социо-природной эволюции – экономичес­ких, политических, экологических, психологических и т.п. Так, “На­циональная стратегия устойчивого развития Республики Бела­русь” приоритетным объявляет принцип “активной профилакти­ки”, обеспечивающий сохранение и регенерацию природно-ресурс­ного потенциала Планеты, а не постоянно практикуемый – “реаги­рования и исправления”.

Планируется создать условия для форми­рования рынка экотехники, экотехнологий и экоуслуг, повысить уровень экологического образования и воспитания населения и т.д. Термин биосфера впервые был употреблен еще в 1804 г. фран­цузским ученым Ж.Б. Ламарком в труде по гидрогеологии для обозначения совокупности живых организмов, населяющих земной шар. В конце XIX в. его использовали австрийский геолог Э. Зюсс и немецкий ученый И. Вальтер практически в том же значении, что и Ламарк.

Философский смысл понятие биосферы получило у В. Вернад­ ского, который ввел термин “живое вещество”, охватывающий со­вокупность населяющих Землю организмов, а биосферой стал называть всю ту среду, в которой оно находится. В биосфере суще­ствует “пленка жизни” с максимальной концентрацией живого вещества. Между неживыми (косными) природными телами и живыми веществами постоянно осуществляется энергетический обмен, выражающийся в движении атомов, вызванном живым ве­ществом.

В этом процессе и связанном с ним движении энергии проявляется планетарное, космическое значение живого вещества, которое связано с тем, что биосфера является той единственной земной оболочкой, в которую непрерывно проникает космическая энергия. Живое вещество охватывает всю биосферу, создает и из­меняет ее, однако, по весу и объему оно занимает ее небольшую часть.

Неживое вещество доминирует в структуре биосферы. По­явление человеческой жизни в биосфере привносит изменения в ее динамику: если живые организмы взаимодействуют трофически­ми (пищевыми) цепями и в результате изменяют живое вещество и энергию биосферы, то человек включается в связи с ней на осно­ве трудовой деятельности. Полагается, что вначале человек осу­ществил биосферную “технологию” (нахождение в природе гото­вых жизненных средств), а затем производство привело к новой форме отношений человека с биосферой.

Человек тем самым выделил себя из природы и, как отмечал В. Вернадский, начал созда­вать культурную биогеохимическую энергию (земледелие, ското­водство). Поэтому появление человека и его деятельности по из­менению природной среды рассматривается как закономерный этап эволюции биосферы. Этот этап должен привести к тому, что под влиянием научной мысли и коллективного труда биосфера Земли должна перейти в новое состояние, именуемое ноосферой.

Понятие ноосферы (греч. noos – разум, sphaira – шар) впервые использовал французский математик Э. Леруа в 1927 г., но, по его признанию, оно возникло у него под влиянием лекций В. Вернадс­кого о биосфере Земли, учение о которой он разрабатывал еще в 1914-1916 гг. Данный термин встречается и в концепции “христи­анского эволюционизма” французского естествоиспытателя и фи­ лософа П. Тейяра де Шардена.

Усложняющееся развитие, по его мнению, начинается с эволюции физической материи космоса (“преджизнь”), переходит в структуры жизни, а потом в человека как носителя мыслящего разума и ноосферы и субъекта общества (“сверхжизнь”). На всех этапах эволюцию поддерживает своей дей­ственной любовью Бог как духовное начало, присутствующее в Универсуме и направляющее его развитие к конечной цели – “точке Омега”. Это своеобразный центр духовного синтеза, символизиру­ющий собою Христа, сопричастного миру и одновременно проти­востоящего ему.

Собственно говоря, космогенез П. Тейяра де Шар­дена интерпретируется как христогенез. Поэтому и ноосфера у него обозначает часть природы, представляющей собой чисто духовное явление, то есть “мыслящий пласт”, разворачивающийся над ми­ром растений и животных – вне биосферы и над ней.

У В. Вернадского ноосфера – это качественно новый этап эво­люции биосферы, определяемый историческим развитием чело­вечества, его трудом и разумом. В этом процессе ноосфера выступает гарантом разумной деятельности человека во Вселенной, что делает ее моделью абсолютной разумности и мировой гармонии. В современной литературе, как правило, под ноосферой понима­ют ту область биосферы, которая находится под влиянием челове­ческой активности, и поэтому многие ее процессы в принципе мо­гут быть управляемы и направляемы человеком.

Учение о ноосфере часто называют биосферно-ноосферной концепцией В. Вернадского, которую можно представить рядом базовых посылок:

  • деятельность человека постепенно становит­ся основным фактором эволюции биосферы как космического тела;
  • для будущего развития человечества и биосферы человек должен взять на себя ответственность за характер протекания ос­новных процессов планеты.

В этом смысле можно говорить о на­ступлении эпохи ноосферы, когда развитие цивилизации будет согласовано с эволюцией планеты и прежде всего биосферы. Для этого необходимо выработать осознанное поведение людей, согла­сованное с естественными условиями стабильности окружающей среды, то есть известный экологический императив. В свою очередь, в такую эпоху должна быть обеспечена эволюция человека и биосферы, то есть их совместное и согласованное развитие.

Впервые с концепцией коэволюции природы и общества, кото­рая должна выстроить оптимальное соотношение интересов со­циума и биосферы, выступил в 1968 г. Н.В. Тимофеев-Ресовский. С тех пор тема коэволюции становится ключевой в понимании при­роды человека и в определении судеб человечества. Идея коэволю­ции используется во всех работах, исследующих проблему “обще­ство-природа”, а также при создании кибернетических моделей развития биосферы. При обсуждении синтетического характера исследований коэволюции приходят к выводу, что здесь необходи­мы совместные усилия естествоиспытателей и всех гуманитариев – вплоть до поэтов.

Вне такого синтеза нельзя понять человека во всем драматизме его отношений с остальной природой, а без этого понимания невозможно создать реально функционирующую стратегию взаимодействия природы и общества (Н. Моисеев).

Концепция коэволюции базируется на принципах, согласно которым человечество, изменяя биосферу в целях приспособления ее к своим потребностям, должно изменяться и само с учетом объективных требований природы. Собственно говоря, концепция коэволюции в концентрированном виде выражает исторический опыт человечества, содержащий в себе определенные регламента­ции и императивы социоприродного взаимодействия.

Разработка идей коэволюции требует четкой формулировки системы эколо­гических императивов, способных снизить опасность угрозы уничтожения целых ландшафтов природы, ее разнообразных жи­вых организмов, самого человека и всей жизни на планете. В начале XX в. А. Швейцер сформулировал базовый принцип культуры – принцип благоговения перед жизнью.

В работе “Культура и эти­ка” он писал о том, что катастрофа культуры – это следствие катастрофы мировоззрения, поэтому главное здесь – нравственное усовершенствование как индивидуума, так и общества. В этой свя­зи сегодня, развивая идеи А. Швейцера, говорят о новой стадии развития биосферы Земли, так называемой этосфере как более вы­сокой по отношению к ноосфере.

Этосфера – это область бытия, основанного на принципах нравственного отношения к природе, ко всему живому на планете. Ее носителем должен стать этически разумный человек, действующий не только в своих интересах, но и в интересах Жизни на Земле.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)