Понятие метафизики, ее предметное поле, цели и задачи

Метафизика – философское учение о предельных, сверхопытных, сущностных принципах и началах бытия, познания, человека, культуры. Основные категории метафизики являются предельны­ ми понятиями, охватывающими в целом бытие, сущее и равным, необходимым образом захватывающими самого человека, вопро­шающего о мире, природе, собственной конечности, уединеннос­ ти, ностальгии, сущности прекрасного, нравственного и т.д. Метафизическая мысль есть мышление, охватывающее своими поня­тиями и целое, и мыслящего о нем и о самом себе человека.

Трактовка метафизики неразрывно связана с пониманием фи­лософии, динамики ее предмета и предназначения в культуре. В ис­тории философской мысли понятие метафизики нередко выступа­ло в качестве синонима философии, поскольку метафизика – цент­ральное учение всей философии, в котором ставятся фундамен­тальные предельные вопросы, касающиеся бытия человека в мире.

Описывая сущность понятия метафизики, А. Шопенгауэр воскли­цал: “Метафизика” – вот прекрасное слово! То, что лежит по ту сторо­ну природы и чисто естественного, по ту сторону опыта, или позгания того, что лежит в основе явлений природы, что раскрывается в при­роде – познания того ядра, оболочкою которого служит природа, по­знание той сущности, простым символом которой является опыт.

В таком смысле слово это звучит очаровательно для всякого человека, предрасположенного к глубокому мышлению, не довольствующегося явлениями мира, а стремящегося познать истинную его сущность”. Эту область философии, исследующую сущность природы, Шопенгауэр называл метафизикой природы. Та же область, в которой иссле­дуется внутренняя сущность красоты в отношении к субъекту, вос­принимающему красоту, а также и к объекту, который вызывает ее в субъекте, та область, в которой раскрывается феномен прекрасного, его воздействие на человека – есть метафизика прекрасного. Сущ­ность нравственного поведения человека, отчетливое познание разу­мом человека его моральных компонентов – есть метафизика нравов.

В предельных метафизических вопросах нашло отражение то всеохватывающее изумление, которое, по словам Платона и Ари­стотеля, образует начало философии. В такого рода вопросах про­является всеобщая, тотальная озадаченность самим бытием, ибо человек своим бытием отвечает самому целому, бытию, “соот­ветствует” ему, ” отнесен” к нему Каждый человек в известном смысле, как говорит Шопенгауэр, – “прирожденный метафизик, он единственная метафизическая тварь на земле”, ибо всякий че­ловек философствует, его дух влечет его в высшие сферы, из конеч­ного в бесконечное.

Это происходит оттого, что человеку тяжело сознавать свое существование ненадежным, всецело обреченным случайности и в своем начале, и в своем конце, к тому же, крайне коротким – между двумя бесконечными пределами времени. Тот же разум, который вынуждает его позаботиться о завтрашнем дне в пределах его жизни, побуждает его также заботиться и о гряду­щем после его жизни.

Он хочет постичь вселенную, главным обра­зом для того, чтобы познать свое отношение к вселенной. Чем яс­нее и светлее в человеке сознание, созерцание мира, тем неотступ­нее преследует его загадочность бытия, тем сильнее он будет чув­ствовать потребность подвести итоги, сделать какой-либо конеч­ный вывод о жизни и бытии вообще. Таким образом, метафизичес­кие понятия направлены на то, что может быть понято только предельным вопрошанием, вопросом, обращенным к бытию, миру, человеку, сущему, вопросом о целом и одновременно захватываю­щим самого понимающего.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)