Историческая герменевтика Вильгельма Дильтея

В то время как для Шлейермахера предметом толкования являл­ся текст, Вильгельм Дильтей обратился к интерпретации истории. Дильтеевское понимание истории отвергало внеисторические (как теологические, так и философские) априорные критерии для ее объяснения. По Дильтею, критерии интерпретации истории на­ходятся в ней самой.

Но, в отличие от текста, который представляет собой законченное произведение и объективирован нами, история не завершена, и сам интерпретатор принадлежит ей и определен ею. Следовательно, как субъект истории, исследователь является частью своего же собственного объекта и не может выйти за преде­лы истории и превратить её в объект. Возникает ключевая для Дильтея проблема: как для исторически обусловленного и заданно­го историка возможно получение объективного знания об истории?

Для решения этой проблемы Дильтей предложил превратить историчность в позитивное качество. Историческая наука воз­можна потому, что человек является историческим существом. Если естествознание пытается элиминировать субъект для того, чтобы добиться объективности знания, то история исходит из ис­торического живого субъекта, а не из теоретической абстракции.

Фундаментом исторического знания, следовательно, становится переживание. Переживание возможно, так как история представ­ляет собой непрерывный поток жизни.
Жизнь и переживание объективируются, с одной стороны, в различного рода “культурных системах”, под которыми Дильтей понимал “хозяйство, право, религию, искусство и науку” и, с дру­гой стороны, во “внешней организации общества” – “семье, общи­не, церкви, государстве”.

Таким образом, Дильтей полагал возможным переход от инди­видуальной жизни к историческому контексту только посред­ством приобщения к надындивидуальным контекстам. Эти индивидуальные образования существуют как нечто, произве­денное человеком, а не природно-данное.

Ориентируясь на идеал объективности, Дильтей полагал воз­можным преодолеть ограниченность исторического местоположе­ния посредством тематизации специфики “исторического созна­ния”. Это сознание, с одной стороны, передается посредством ис­торической традиции, но, с другой, оно относится к этой традиции рефлексивным образом.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)