Технологии социокультурной деятельности

Технологии социокультурной деятельности рассматривается как:

  • социокультурная система;
  • социокультурная наука;
  • технологический процесс.

Различают основные подходы к типологизации и классификации технологий социокультурной деятельности: системный, синергетический, средовой, деятельностный, половозрастной, личностно-ориентированный, коммуникативный, ситуационный. Отсюда и разнообразие типов технологий.

Выделяют следующие технологии, используемые в социокультурной деятельности:

  • культуротворческие;
  • рекреативные (восстановительные);
  • образовательные;
  • социально-защитные и реабилитационные;
  • исследовательские;
  • проектные;
  • альтернативные (инновационные);
  • коммуникационные;
  • информационно-рекламные и массмедийные;
  • этнонаправленные технологии социокультурного обмена и сотрудничества;
  • управленческие (социокультурный менеджмент);
  • культуроохранные;
  • маркетинговые;
  • социокультурные технологии формирования культуры семьи, быта, образовательной и профессиональной деятельности, общественных отношений; анимационные технологии и др.

Закономерности технологий социокультурной деятельности:

  • неразрывная связь социальных и культурологических задач;
  • соответствие содержания и формы;
  • последовательность при подготовке и проведении проектов и программ;
  • активно-деятельностный подход в создании программы;
  • активизация аудитории;
  • постепенное вовлечение во все более сложную деятельность;
  • соединение развивающих, рекреационных и гедонистических функций.

К культуротворческим технологиям относят:

  • технологии изучения, сохранения, восстановления, освоения и использования культурных ценностей, культурного наследия современного общества;
  • технологии создания и обогащения культурных ценностей, творческого развития детей, подростков и взрослых;
  • творчески формирующие, развивающие технологии (организация самодеятельного художественного, научно-технического, прикладного творчества и любительского движения;
  • развитие авторского творчества, авторских школ;
  • повышение интереса к коллекционно-собирательской, аналитической, исследовательской деятельности, рок-творчеству и т.д.;
  • возрождение традиций бытового музицирования, семейной самодеятельности и др.);
  • технологии творческого развития детей, подростков, взрослых в области культуры, самодеятельного творчества, техники, спорта.

Рекреативные (восстановительные) технологии организация рекреативной, игровой, развлекательной, физкультурно-оздоровительной деятельности предполагают реализацию долговременных досуговых программ с участием в зрелищных, игровых, физкультурных, ритуально-праздничных и иных досуговых занятиях, использование в оздоровительной работе методов биоэнергетики, шейпинга, пилатеса, музыкального целительства и др.; организацию отдыха и развлечений; использование традиций народной культуры и т.п.

Образовательные технологии классифицируют по разным основаниям:  по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социокультурной деятельности.

Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры:

  • обучающие и воспитывающие;
  • светские и религиозные;
  • технологии дошкольные, школьные (общеобразовательные), профессионально-ориентированные;
  • технологии дополнительного образования;
  • гуманитарные и технократические образовательные технологии.

Типология по используемым способам, методам, средствам: репродуктивные, объяснительно-иллюстративные, креативные (творческие), программированного и проблемного обучения, развивающего и саморазвивающего обучения, диалогические, коммуникативные, игровые, проблемно-поисковые и информационные (компьютерные).

Типология по функционально-организационному признаку:

  • массовые, групповые и индивидуальные;
  • коллективного и дифференцированного обучения;
  • классно-урочные, академические и клубные;
  • продвинутого уровня;
  • компенсирующего, коррекционного обучения;
  • сотрудничества и авторитарные;
  • альтернативные и др.

К социально-защитным, реабилитационным технологиям относят игровые технологии для социально-незащищенных категорий населения; клубные спортивно-оздоровительные технологии (составляющие элементы: иппотерапия, фитотерапия и гарденотерапия, лекотерапия, сказкотерапия); социокультурные технологии, направленные на реабилитацию детей с проблемами умственного и физического развития составляющие элементы: куклотерапия, театротерапия, библиотерапия, коммуникативная, музыкотерапия, танцевальная терапия, иготерапия.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)