Информационно-методическое обеспечение социокультурной деятельности
Реализация методик социокультурной деятельности является специфическим видом деятельности, которая опирается на методологию и законы психолого-педагогических наук.
Так как сама социокультурная деятельность весьма многогранна, то и используемые для её организации методики достаточно сложно систематизировать. Ниже представим спектр наиболее распространённых методик.
Методики информационно-просветительного воздействия. Целью данных методик является транслирование знаний, норм, ценностей, воздействие на сознание человека, выработка личного отношения к полученным знаниям и формирование убеждений. Различают информацию научную, социальную, политическую, экономическую, художественную, техническую и другие виды.
Содержание методики тесно связано с социально-педагогическими и психологическими процессами, что и определяет её специфику. Она реализуется в формах, непосредственно несущих научные знания (лекции, беседы, прессконференции, интервью, репортажи, доклады, кинолектории, просветительные кружки и мн. др.).
Кроме того, строится с учетом законов восприятия окружающего мира человеком и, соответственно, дополняется средствами художественной выразительности, такими как устные журналы, альманахи, чтения, комментирование, культурно-художественные бригады, клубные объединения и т.п. ведущим методом является иллюстрирование, которое позволяет активизировать мышление вызвать в сознании определенные ассоциации.
Специфика состоит в возможности применения многообразных средств воздействия, способных одновременно охватить большую массу людей; использовании социально-психологических механизмов воздействия и восприятия; использовании реальных и художественных образов. В методике используется художественный и документальный материал с применением метода монтажа, который позволяет располагать этот материал в соответствии с основными законами драмы (экспозиция, завязка, развитие действия, кульминация и развязка).
При их реализации следует чётко различать сущность отдыха и развлечения. Отдых необходим человеку для восстановления физиологического состояния, а развлечения − для снятия психологических стрессов и переутомления.
Приоритетным считается взгляд на отдых и развлечения как особый вид деятельности, в котором большое место должна занимать интеллектуальная и эмоциональная насыщенность. Также следует учитывать и специфику различных видов отдыха: праздничный, повседневный, воскресный и семейный отдых. Основной формой, посредством которой реализуется методика, является игра.
Методики массовых, групповых форм и индивидуального воздействия. Массовые формы социокультурной деятельности являются самыми сложными в организации и проведении. Обширная масса людей характеризуется широким спектром разнообразных личностных характеристик, разным уровнем развития общей культуры, сознания и возрастных особенностей, системы взглядов и убеждений.
Сложность и многоплановость массовых форм требуют от специалистов глубокого понимания механизма их действия. Среди массовых форм наиболее популярными являются праздники, зрелища, представления, обряды, ярмарки, шоу-программы и т.д. Каждая из этих форм в отдельности несет огромный смысловой и эмоциональный заряд.
К групповым формам относят любительские объединения, клубы по интересам, коллективы художественного и технического творчества, клубные гостиные, музыкальные и литературные салоны, аукционы, фестивали, концерты, конкурсы, фольклорные и другие игры и т.д. специфика состоит в создании особой доверительной атмосферы для межличностного общения.
Но при организации работы с группой следует учитывать национальные, возрастные, профессиональные особенности, которые определяют систему образов и ассоциаций человека. Методика индивидуального воздействия основана на целостном представлении о личности, в единстве всех её свойств и признаков.
Методика индивидуального воздействия на сознание личности опирается на дифференцированный подход к различным типам личности. Основными формами являются консультации, индивидуальные занятия, встречи, выставки и др.
В современный период популярностью пользуется в социокультурной деятельности применение арт-терапии. Первоначально под данным понятием понимали различные методы использования всех видов искусства и творческой деятельности в терапевтических целях.
Постепенно сложились следующие направления арт-терапии:
- терапия отвлекающими впечатлениями;
- терапия занятостью;
- трудовая терапия и социальная реабилитация.
Человек реализует способность к оригинальному действию, ощущает себя в роли творца, тем самым совершенствуется, отвлекаясь от социальных, психологических и других проблем.
Арт-терапия бывает двух видов:
Экспрессивная (терапия искусством). Данный вид деятельности выполняет отвлекающее действие, приносит наслаждение, эстетическое удовольствие, создает благоприятное настроение.
Креативная (терапия творчеством) предполагает процесс творческого самовыражения личности в различных видах искусства.
Среди видов креативной терапии можно выделить:
- изотерапию;
- медитативное рисование;
- телесно-двигательная терапию;
- танцевальную терапию;
- сказкотерапию, драматерапию;
- песочную терапию.
К экспрессивной терапии относится:
- музыкальная терапия,
- визуальная (терапия образами),
- библиотерапия.
В арт-терапевтической работе принято выделять два основных направления: медицинское (психотерапевтическое) и педагогическое. Медицинская арт-терапия на современном этапе широко используется в детской психиатрии и коррекционной педагогике.
Для социальных педагогов профессиональный интерес представляет именно педагогическое направление арт-терапии, которое рассчитано на неклиническую работу:
- с лицами, имеющими ограничения социального и психоэмоционального характера,
- в процессе реабилитационных мероприятий с лицами с ограниченными возможностями здоровья.
Создание визуальных образов способствует глубокому осознанию процессов психологической трансформации. Задача педагога, применяющего те или иные формы творческой работы, связанные с движением, звуками, словом или изобразительным творчеством, помочь индивиду выразить свои бессознательные переживания.
Целевое назначение арт-терапевтических сеансов:
- создает положительный эмоциональный настрой.
- облегчает процесс коммуникации.
- способствует высказываться невербальными формами.
- совместное творчество способствует созданию отношений взаимного приятия, симпатий и т. д.
- укрепляет культурную идентичность, способствует преодолению языкового барьера.
- дает возможность прорабатывать мысли и эмоции, которые в реальной жизни человек подавляет.
- развивает чувство внутреннего контроля: эксперименты со слуховыми и зрительными ощущениями; стимулирует сенсомоторные умения; активизирует работу правого полушария мозга, которое отвечает за интуицию и ориентацию в пространстве.
- способствует творческому самовыражению.
- эффективен в коррекции различных отклонений и нарушений личностного развития.
Таким образом, применение арт-терапевтических методик возможно как в реабилитации различных категорий населения, так и в процессе социализации, идентификации и адаптации.
- Сущность и содержание понятия игра
- Историография проблемы свободного
- Сущность и содержание понятия досуговой деятельности
- Дифференцированный подход к лицам с ограниченными возможностями здоровья
- Общие и специфические методы социокультурной деятельности
- Краткая характеристика форм социокультурной деятельности
- Феномен свободного времени и временного пространства культурно-досуговой деятельности
- Средства социокультурной деятельности
- Классификация институтов социокультурной деятельности
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу