Культура как предмет

Наше понимание продуктивной перспективы развития теоретической культурологии состоит в том, что не надо альтернативно выбирать один из возможных путей (в том числе и перечисленных нами), открывающихся с того перепутья, на котором сейчас оказалась культурология.

Следует понять последнюю как сферу, в которой взаимодействуют упомянутые традиции теоретических исследований. Однако в качестве такой сферы культурология может выступить только в том случае, если она является самостоятельной наукой, имеющей свой предмет.

Сказать, что предметом культурологии является культура, означало бы неудачно пошутить, ведь тогда действительно культуролога следовало бы дополнить «природоведом». Конечно, в данной статье (а может быть — и вообще) не удастся получить окончательный ответ на этот вопрос. Здесь мы лишь намечаем предпочитаемые нами подходы и свою интерпретацию проблемы предмета культурологии.

A.B. Ахутин этот предмет понимает как воспроизведение в парадоксальности статуса культурологии противоречивости самой культуры. Он интерпретирует эту ситуацию следующим образом.

Для единого «логоса» культурологии понять многообразие существующих культур — значит снять их в некой однородной сущности. Даже понять одну «Культуру» означает понять ее особость, чуждость, т. е. — непонятность.

Познаваемый и познающий здесь одного и того же рода: за любым культурным деянием стоит деятель, взаимодействие с котором невозможно на чисто объективной основе, т. к. оно существенно включает осмысление им своих действий и адресовано пониманию другого.

Такая ситуация требует не объективации другого, а диалога с ним, но не всегда его допускает, в том числе и потому, что культурный обмен при этом легко перерастает в опасную для идентичности его участников встречу с иным духовным бытием.

Общение «Культур» противоречит обобщающему культурологическому анализу, снимающему культурные платья с целью выявления голого «Логоса» генезиса культур. Парадоксальна не культурология, а само бытие культуры — особая форма бытия вообще: бывшее, бытие которого — в будущем, раз навсегда изреченное и — скрытое во всегда только возможной речи.


М.Б. Туровский, исходя из своего понимания культуры как субъектного, личностного аспекта истории, а философии — как рефлексии на культуру, предлагал интерпретировать центральную задачу культурологии как историю мнений современников о собственной культуре. Он считал, что получилась бы истинная историография и самое адекватное свидетельство об истории культуры.

Как уже говорилось, культурология имеет в числе своих истоков:

  • во-первых — культурную и социальную антропологию, начинающую с эмпирического изучения факта множественности культур, что и стало знаменем культурологии,
  • во-вторых — философию культуры, являющуюся эпицентром современной философии.

Поэтому ее задача состоит в налаживании взаимодействия в первую очередь этих двух своих составляющих, а также отмеченных нами и оставленных за скобками направлений исследований, а следом за тем — в способствовании диалогу культур (прежде всего, через узнавание других).

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)