Воспитание как общественное явление и воспитательный процесс

Современная отечественная концепция воспитания отражена в законе «Об образовании РФ». Она основана на гуманной педагогике, и ее принято называть личностно-ориентированным воспитанием.

Цель данной системы воспитания – это стимулирование саморазвития личности, базовое образование и культура личности как основа для дальнейшего ее развития.

Ведущие принципы – сотворчество воспитателей и воспитанников, совместная деятельность детей и взрослых, свобода выбора и стимулирование деятельности детей, развитие интересов.

Интересно
Воспитательный процесс является частью широкого процесса формирования личности ребенка. Процесс воспитания менее изучен, хотя он имеет свои особенности и представляется в известном смысле более сложным, чем обучение.

Психологическая сущность процесса воспитания состоит в переводе ребенка из одного состояния в другое, и с позиций психологии воспитание есть процесс интериоризации, то есть перевода внешнего по отношению к личности опыта, знаний, ценностей, норм, правил во внутренний психический план личности, в ее убеждения, установки, поведение. Благодаря воспитанию и складывается собственно психологическая структура личности.

С точки зрения педагогики, процесс воспитания – сознательно организуемое взаимодействие педагогов и воспитанников, организация и стимулирование активной деятельности воспитуемых по овладению ими социальным и духовным опытом, ценностями, отношениями.

Следует избегать понимания воспитания как одностороннего действия на личность, это ведет к манипулированию личностью.

Современную отечественную концепцию воспитания характеризуют понятия: взаимодействие, сотрудничество, воспитательные отношения, педагогическая ситуация, социальная ситуация развития.

По существу, воспитывать – это значит организовывать содержательную жизнь и развивающую деятельность детей совместно со взрослыми, где у тех и других будут свои роли, цели, взаимные отношения.

Воспитательный процесс носит многофакторный характер: на становление личности влияет семья, школа, микросреда, общественные организации, средства массовой коммуникации, искусство, социально-экономическая ситуация и др.

Это делает процесс воспитания и более богатым, легким (много способов воздействия), и одновременно более трудным: сложно интегрировать все факторы, управлять процессом, оградить его от стихийности и негативно действующих факторов.

Например, ТВ и кино – сильный фактор воспитания, часто играющий негативную роль. Воспитание является долговременным, непрерывным процессом, переходящим в самовоспитание. Результаты воспитания носят отсроченный и неодинаковый для всех характер.

Они могут обнаруживаться не сразу, а спустя время после окончания школы. На разных учащихся воспитание оказывает различное влияние, что объясняется многообразием факторов и наличием собственной воли у каждого воспитуемого.

Процесс воспитания для тех, кто его осуществляет, для педагогов раскрывается как последовательное решение ряда педагогических ситуаций.

В нем выделен цикл педагогической деятельности – система действий по реализации процесса воспитания.

Она включает в себя этапы:

  • диагностика (изучение) воспитанников и определение задач воспитания;
  • проектирование, планирование воспитательной деятельности (разработка содержания, методов, форм);
  • организация педагогического взаимодействия (реализация планов);
  • проверка, оценка результатов.

Затем все повторяется в следующем цикле воспитательной работы.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)