Внеклассные мероприятия по праву
Внеклассная работа по праву имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Ведь она способствует расширению культурологического кругозора учащихся, развитию у них творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышает мотивацию к изучению правовых дисциплин.
Выбор темы внеклассного мероприятия определяется, с одной стороны, объемом предусмотренного правового материала, с другой – уровнем общеобразовательной подготовки учащихся и возможностью реализации некоторых межпредметных связей. Необходимо максимально использовать знания и умения учащихся, приобретенные ими в процессе учебы и внеклассной работы.
Внеклассную работу по праву можно определить как систему неоднородных по смыслу, назначению и методике проведения просветительно-воспитательных мероприятий, которые выходят за пределы обязательных учебных программ.
Внеклассная работа по праву решает следующие задачи:
- усовершенствование знаний, навыков и умений, приобретенных на уроках права;
- расширение кругозора учеников;
- развитие их творческих способностей, самостоятельности;
- воспитание любви и уважения к людям родного края и страны.
Следует обратить внимание на то, что при организации внеклассной работы по праву необходимо учитывать психологические особенности как личности, так и коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.
Хотя цели и задачи учебной и внеклассной работы полностью совпадают, в их содержании, организации и формах проведения наблюдаются существенные отличия.
Назовем основные отличия внеклассной работы от учебной:
- Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Этот ведущий принцип организации внеклассной работы обязывает учителя своевременно обнаружить заинтересованность учеников внеклассной работой по праву, вовлечь в интересующую их деятельность во внеурочное время и тем самым поддержать в них интерес к ней. Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы: она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к правовым явлениям.
- Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строгой регламентации времени, места, формы их проведения (местом проведения внеклассного мероприятия может быть парк, зал музея, школьный сад и т. д.). Во-вторых, в отсутствии строгого учета полученных знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, дискотек, сборов, выпуска стенгазеты и т. д.).
- Большая самостоятельность и инициативность учащихся. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества при выполнении и организации мероприятий, могут участвовать в выборе форм работы, ориентируясь на собственные интересы, склонности.
Внеклассное мероприятие по праву может обеспечить единство и взаимосвязь морального, эстетического, трудового и физического воспитания. Оно должно воспитывать искреннего гражданина, который с почтением относится к своей стране и уважает ее законы.
В методической литературе традиционно различают три вида внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая. В основу такого разделения положен признак количественного охвата участников. Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками и может быть постоянной или эпизодической.
Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры (вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т. п.), а мероприятия проводятся эпизодически.
Внеклассные мероприятия по праву могут иметь разный характер: соревновательный (правовой конкурс, игра, олимпиада, викторина, «суд» и пр.), культурно-массовый (тематический вечер, правовая дискотека, вечер встреча с интересным человеком и пр.), политико-массовый (правовой форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и пр.). Говоря о внеклассных мероприятиях по праву, не стоит забывать и о возможности выпуска стенгазеты, бюллетеня и прочего соответствующей тематики.
Хороший результат может дать использование в процессе правового и гражданского образования общественных ресурсов. Речь идет об интересных людях, специалистах в различных сферах жизни общества; организациях, учреждениях, памятниках истории и культуры, других социальных и природных объектах, которые могут быть местом для проведения выездного учебного занятия, экскурсии, выполнения творческого задания или социального проекта; различных общественных событиях и мероприятиях, в которых можно принять участие, и т. д.
Внеклассные мероприятия по праву позволяют:
- преодолеть замкнутый характер правового образования;
- уйти от доминирующих традиционных методов обучения и воспитания;
- выработать более реальный и взвешенный взгляд на сложные политико-правовые и социально-экономические явления;
- связать теорию с практикой;
- получить эмоциональный заряд;
- обогатить свой внутренний мир, познакомиться с уникальным жизненным опытом других людей;
- создать условия для профессиональной ориентации правовых знаний и социализации.
Целесообразно выделить такую форму внеклассной работы, как неделя права и обществознания в школе, что предусматривает участие в мероприятиях большого числа ребят. Неделя права и обществознания становится своеобразным творческим отчетом и способствует формированию творческих отношений между учениками, учителями и родителями, которые взаимодействуют в процессе ее подготовки.
Неделя проводится в определенный период учебного года по предварительно составленной программе, где обозначены цели, содержание и форма каждого ее компонента. Тематика мероприятий в рамках недели права и обществознания должна быть интересной, познавательной, доступной, связана с учебным материалом и соответствовать возрастным особенностям учеников, уровню их правовой подготовки.
Как показывает практика, чтобы достичь поставленных целей, внеклассная работа должна иметь следующие характеристики:
- информативность и содержательность;
- коммуникативная направленность;
- ситуативность;
- ориентация на повышение правовой и гражданской активности учеников;
- эмоциональность.
К организации внеклассной работы по праву предъявляются следующие требования:
- органичная связь с урочной работой;
- обязательность выполнения учащимися добровольно взятых ими на себя внеклассных поручений;
- целенаправленность и регулярность (в соответствии с особенностями видов внеурочной работы: ежедневная, еженедельная, ежемесячная, один раз в полугодие, год);
- массовый охват учащихся.
- Технологии активных и интерактивных методов обучения праву
- Лекция и семинар как формы занятий по правовым дисциплинам
- История развития юридического образования в России
- Методы и методические приемы обучения правовым дисциплинам
- Самостоятельная работа учащихся по правовым дисциплинам
- Педагогическое мастерство учителя права
- Основные задачи и тенденции правового образования в современной России
- Обучение праву на базовом и профильном уровнях
- История становления правового воспитания в отечественном образовании
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу