Проблемы, связанные с официальным опубликованием (изданием) и вступлением в силу подзаконных нормативных правовых актов

Первая группа проблем, связана с официальным опубликованием (изданием) нормативных правовых актов. Суть этих проблем связана с тем, что не все ведомственные журналы (бюллетени и т.п.) признаются в качестве изданий, где публикуются официальные тексты нормативных правовых актов.

Так, например, нет информации о том, что периодические печатные издания отдельных ведомств, являются средством официального опубликования нормативных правовых актов:

  • «Налоговый вестник» (ежемесячный журнал, выходит с января 1995г.) – печатный орган Государственной налоговой службы Российской Федерации, на страницах которого публикуются практически все нормативные акты Госналогслужбы России. Однако статус такой публикации не определен;
  • «Таможенные ведомости» – печатный орган Государственного таможенного комитета Российской Федерации.

Имеются определенные противоречия между правилами опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов, издаваемых различными органами исполнительной власти государства, и затрагивающих одну сферу правового регулирования.

К числу таких противоречий можно отнести различный порядок опубликования и вступления в силу нормативных правовых актов Государственного таможенного комитета Российской Федерации и Государственной налоговой службой Российской Федерации.

В соответствии со ст. 11 Таможенного кодекса Российской Федерации нормативные акты вступают в силу по истечении 30 дней после их опубликования (если срок вступления в силу не определен в самом документе), за исключением тех случаев когда:

  • устанавливаются более льготные правила, чем те, которые действуют (могут распространять свое действие на правоотношения, возникшие до их издания);
  • нормативные правовые акты законодательства Российской Федерации обязывают ГТК России ввести нормативные акты по таможенному делу в более короткие сроки.

Иные нормативные правовые акты ГТК (внутриведомственного характера, нормативно технические) вступают в силу с момента их подписания, если в самих актах не установлен более поздний срок вступления в силу.

Для нормативных правовых актов Государственной налоговой службы Российской Федерации установлен отличный от других федеральных органов исполнительной власти порядок вступления в силу.

В соответствии со ст.5 Налогового кодекса Российской Федерации, нормативные правовые акты законодательства о налогах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования и не ранее 1-го числа очередного налогового периода по соответствующему налогу. Нормативные правовые акты о сборах вступают в силу не ранее чем по истечении одного месяца со дня их официального опубликования.

Положения, предусмотренные настоящей статьей 5, распространяются также на нормативные правовые акты, регулирующие порядок взимания налогов, подлежащих уплате в связи с перемещением товаров через таможенную границу Российской Федерации. Как видим, недостаточно унифицированные правила могут привести к возникновению казусов (противоречий) между нормативными правовыми актами различных ведомств.

Вторая группа проблем, связана с:

  • неопределенностью критериев регистрации. Как показывает практика, далеко не все подзаконные нормативные правовые акты поступают на государственную регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;
  • нарушением сроков представления нормативных правовых актов на регистрацию в Министерство юстиции Российской Федерации;
  • неопределенностью сроков опубликования сведений об актах, признанных Верховным Судом Российской Федерации не соответствующими законодательству;
  • неопределенностью даты официального опубликования. Дату опубликования нормативных актов, опубликованных только в Бюллетене нормативных актов федеральных органов исполнительной власти, определить невозможно, поскольку указанная на обложке журнала дата фактически является датой подписания издания в печать;
  • проблемами, связанными со сроками вступления нормативных правовых актов в силу. Эта проблема во многом обусловлена объективными причинами (ввиду обширности территории России передача правовой информации на бумажном носителе в удаленные регионы занимает достаточно большое время).
  • неопределенностью правового статуса ведомственных нормативных решений, принимаемых коллегиальными органами. Порядок опубликования данных решений нигде не определен;
  • неопределенностью правового статуса нормативных правовых актов организаций, не являющихся органами государственной власти, но выполняющих функции государственного управления (например, «Агентство по реструктуризации кредитных организаций»).

Третья группа проблем связана официальными разъяснениями (интерпретационными актами). Отмеченные выше проблемы (первая и вторая группа), усугубляются обилием издаваемых различными ведомствами писем, телеграмм, разъяснений.

Указанные документы имеют большое юридическое значение, поскольку являются интерпретационными актами, разъясняющими нормы законодательства Федеральными законами или иными актами законодательства иногда устанавливается право некоторых ведомств давать общеобязательные официальные разъяснения нормативных актов, принятых иными органами (т.н. делегированное право официального толкования).

(См., например, Письмо Министерства экономического развития и торговли РФ, Федеральной антимонопольной службы от 29 апреля 2008г. № 5684-АП/Д05, №АЦ/10329 «О разъяснении норм Федерального закона от 21 июля 2005г. №94-ФЗ применительно к размещению заказов у субъектов малого предпринимательства»; см., также: Письмо Минэкономразвития РФ № 13150 АП-Д05 от 12.08.2009 «Об изменениях законодательства Российской Федерации о размещении заказов»).

Как видим, оба документа зарегистрированы в органах власти – Министерстве экономического развития и торговли и Федеральной антимонопольной службе Российской Федерации (есть номер, дата, подпись). Возникает вопрос – являются ли эти документы (или одни из них) актом официального толкования?

Четвертая группа проблем, связана с правилами опубликования (издания) и вступления в силу подзаконных нормативных правовых актов, не требующих обязательной государственной регистрации. Правила опубликования (издания) и вступления в силу подзаконных нормативных правовых актов, не требующих обязательной государственной регистрации имеют определенные недостатки, поскольку не содержат исчерпывающих сведений касающихся:

  • полного перечня изданий, осуществляющих официальную публикацию нормативно технических актов;
  • срока их официального опубликования и порядка вступления данных актов в силу.
Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)