Принцип систематичности
Этот принцип требует определенной системы и последовательности в процессе физического воспитания. Особенности реализации принципа систематичности в процессе физического воспитания определяются двумя его специфическими сторонами: формированием двигательных умений и навыков, с одной стороны, и воспитанием физических качеств – с другой, иначе говоря, спецификой решения образовательных и оздоровительных задач, что достигается, как известно, направленным воздействием физических упражнений на организм и психику человека.
Сначала рассмотрим вопрос об обусловленности принципа систематичности закономерностями формирования двигательных навыков. Систематичность и последовательность – важнейшие условия процесса обучения движениям. Двигательные навыки по своему физиологическому механизму представляют сложные системы условных двигательных рефлексов, закрепляющиеся в конечном итоге в виде динамических стереотипов и функциональных систем корковой деятельности.
Следовательно, процесс формирования двигательных навыков, подчиняясь закономерностям образования рефлексов, требует определенной системы и последовательности воздействий. Прежде всего должна быть разработана система методов и приемов обучения. Этим создается внешний стереотип раздражителей, на который вырабатываются нужные двигательные реакции. Значение словесных и наглядных методов обучения мы уже рассматривали в связи с предыдущими двумя принципами.
Здесь важно подчеркнуть роль системы и последовательности применения этих методов в каждый отдельный момент формирования двигательного навыка.
Так, вначале, когда строится сложное движение, методы наглядного воздействия должны быть довольно разнообразны; в дальнейшем, при достижении автоматического управления движениями, положительная роль некоторых из этих методов переходит в свою противоположность.
Если вовремя не исключить дополнительные зрительные и звуковые ориентиры, а также направляющую помощь, то они станут настолько привычными компонентами обстановки, что безних обучающийся не сможет выполнять изучаемое движение.
Не менее существенна система применения практических методов и приемов обучения – методов строго регламентированного упражнения, игрового и соревновательного методов. Так, в зависимости от сложности структуры двигательного акта освоение его может происходить либо путем целостного воспроизведения методом целостного упражнения, либо путем расчленения на отдельные части (подсистемы) методом расчлененного упражнения с последовательным объединением частей в целое (по терминологии Л.П. Матвеева).
Подробно вопросы об использовании перечисленных методов рассматриваются в соответствующем разделе курса теории и методики физического воспитания. Здесь следует отметить только их основное значение.
и структурой. Одним из условий образования корковых динамических стереотипов является повторное, многократное воспроизведение всей системы условных реакций целиком.
Но при попытках выполнить сложное движение целиком допускаются значительные неточности во многих его фазах. Исправлять все ошибки одновременно нельзя в связи с ограниченными возможностями распределения внимания. В этом случае целесообразнее разучивать движение по частям, уточняя подсистемы его, тем более что ошибки, допускаемые в одной фазе, зачастую являются причиной искажения движения в последующих.
В процессе обучения чаще всего сочетаются в определенной системе последовательности оба метода – целостного и расчлененного упражнения. Успех будет зависеть от того, как и когда будут найдены их оптимальные соотношения. При обучении сложным движениям пользуются системами подготовительных и подводящих упражнений в строгой методической последовательности.
При одновременном и последовательном формировании навыков выполнения сложных двигательных действий, имеющих между собой сходство в структурах, одни навыки влияют на другие, что определено сходством в протекании нервных процессов.
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу