Новая образовательная парадигма
Парадигма – от греческого образец, пример, определенный набор предписаний.
С начала XX в. в мире наблюдается разнообразие образовательных парадигм, типов и видов образования.
Парадигмы образования складывались и разрабатывались в мировой и отечественной педагогической практике на протяжении веков. Они формировались в зависимости:
- от представлений о системе знаний и умений, необходимых человеку определенной эпохи;
- осознания типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта;
- принципов кодирования и передачи информации;
- осмысления ценности и роли образования в обществе;
- осознания культурного развития человека;
- представлений об образе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе;
- роли и функции растущей личности в структуре воспитания, обучения, образования.
В педагогической Литературе получили характеристику ряд образовательных парадигм, проводится их сравнительный анализ. Рассмотрим некоторые традиционные и современные образовательные парадигмы.
Она активно оформлялась в средневековье и реализуется посредством традиционной классно урочной системы обучения. Влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека.
Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащимися системы «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.
По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями, основами физической, эстетической, языковой, экологической, компьютерной и другими видами культуры.
Технократическая парадигма образования заключается в организации обучения и , воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими конкретных фиксированных эталонов усвоения знаний и опыта.
Гуманистическая парадигма является альтернативной технократической. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах.
Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопереживание, соучастие и сотрудничество, оказание помощи и поддержки личности.
В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творчество педагога являются определяющими при анализе процессов обучения и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.
Детоцентристкая парадигма ориентирует в первую очередь на создание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.
Социептарная парадигма ориентирует на принципы государственного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели воспитания и обучения, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.
Поэтому в процессе воспитания и обучения учитываются, прежде всего, интересы и индивидуальные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.
Анализ приведенных образовательных парадигм позволяет сгруппировать их по признаку «направленность». Так, знаниевая, технократическая, социентарная, педоцентристкая парадигмы (их еще называют традиционными) направлены на формирование личности ученика с заданными свойствами, на трансляцию готового учебного содержания (знаний, умений, навыков) и его воспроизведение. Ученик при этом является объектом приложения педагогического воздействия.
Культурологическую, гуманистическую, человекоориентированную, детоцентристскую парадигмы можно объединить как личностно ориентированные, которые предполагают содействие становлению и развитию личности учащегося, где знания, умения, навыки служат средством развития его личности, признаются приоритеты личностных образовательных ценностей.
Новая модель образования, по мысли ряда ученых, должна не механически изменить прежнюю, а развиваться рядом с ней. Образование должно готовить обучающихся к жизни в разнообразном, динамичном и противоречивом мире. В этих условиях перед человеком постоянно возникают нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений строить и рефлексировать собственные действия, осуществлять выбор и самоопределяться в новой ситуации.
При этом деятельность по известному образцу чаще всего неприемлема. Необходим переход от школы памяти к школе мышления и действия, т.е. к новой образовательной парадигме.
Новая образовательная парадигма исходит из следующих положений:
- отказ от претензии на формирование единого мировоззрения у всех учеников;
- установка на равенство всех видов опыта (научного, религиозного, эстетического, практико-технического и т.д.);
- диалог разных культур;
- преодоление в педагогике субъект-объектных отношений, где субъектом всегда является только учитель;
- создание условий для образовательного выбора ученика и его ответственность за сделанный выбор;
- освоение педагогом позиции посредника между учеником и культурой;
- переход в содержании образования от науки к культуре в целом;
- рассмотрение культуры как полисистемного образования, вобравшего в себя ценности разных эпох, народов, культур;
- подход к детству как к самоценному периоду, особой субкультуре.
Переход к образовательной парадигме постиндустриального (информационного) общества означает, в первую очередь, отказ от понимания образования как получения готового знания, и представления о педагоге как его носителе. На смену приходит трактовка образования как достояния личности, ее самореализации в жизни. Центральной ее фигурой должен стать обучающийся и его образовательная деятельность.
Инновационное образование трактуется как ориентированное на обеспечение готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления и сотрудничеству с другими людьми.
Говоря о возрастании роли ученика в современном образовании, часто обходят вопрос о роли учителя, словно роль педагога снижается. Однако, роль педагога при таком подходе не уменьшается. Общение с педагогом строится на авторитете не его должности, а его личности.
Основными средствами педагогического взаимодействия являются:
- опора на жизненный опыт учащихся;
- фасилитация (помощь) учителя детям в обучении;
- организация мыследеятельности и смыслотворчества учащихся;
- сотрудничество, понимание, признание и принятие другого как ценность;
- отношение к ученику как к полноценному сотрудничающему партнеру.
Важнейшей задачей обучения становится не только освоение конкретной информации, но и овладение способами этого усвоения, способами мышления и деятельности, развитие интеллектуальных способностей и творческого потенциала личности. Тогда содержание образования в современной образовательной модели становится деятельностным.
Таким образом, реализация новой образовательной модели позволит обеспечивать не только присвоение обучающимися культурно-исторического опыта, но и развивать у них личностные способности к освоению новых способов мышления и деятельности, отношений между людьми.
- Особенности музыкально педагогической деятельности преподавателя музыки
- Понятие о педагогической деятельности
- Компетентностный подход в подготовке учителя музыки
- Профессионально обусловленные требования к личности педагога музыканта
- Преподаватель музыки
- Профессия учителя-педагога
- Культура самообразования и самовоспитания преподавателя музыки
- Непрерывное образование как средство самосовершенствования педагога
- Роль музыкального искусства в образовании человека
- Оформление отчета по практике по ГОСТу 2021/2022
- Оформление ВКР по ГОСТу
- Как составить бизнес-план своими силами
- Оформление эссе по ГОСТу
- Оформление презентации по ГОСТу
- Оформление статьи по ГОСТу
- Оформление дипломной работы по ГОСТ 2021/2022
- Оформление курсовой работы по ГОСТу
- Оформление контрольной работы по ГОСТу