Новая образовательная парадигма

Парадигма – от греческого образец, пример, определенный набор предписаний.

Образовательная парадигма – это совокупность научных взглядов на образовательный процесс, идеалов и ценностей образован­ности, способов организации образования, которые представляют собой результаты рефлексии над тенденциями развития человека и общества в конкретной культуре.

С начала XX в. в мире наблюдается разнообразие образовательных парадигм, типов и видов образования.

Парадигмы образования склады­вались и разрабатывались в мировой и отечественной педагогической практике на протяжении веков. Они формировались в зависимости:

  • от представлений о системе знаний и умений, необходимых человеку определенной эпохи;
  • осознания типа культуры и способов развития человека в процессе освоения культурного опыта;
  • принципов кодирования и пе­редачи информации;
  • осмысления ценности и роли образования в обще­стве;
  • осознания культурного развития человека;
  • представлений об обра­зе и месте педагога как носителя знаний и культуры в образовательном процессе;
  • роли и функции растущей личности в структуре воспитания, обучения, образования.

В педагогической Литературе получили характеристику ряд обра­зовательных парадигм, проводится их сравнительный анализ. Рас­смотрим некоторые традиционные и современные образовательные па­радигмы.

Знаниевая парадигма имеет самую длительную историю в европей­ской культуре

Она активно оформлялась в средневековье и реализуется посредством традиционной классно урочной системы обучения. Влияла на определение образовательных задач, связанных с формированием практического и теоретического опыта человека.

Основным положением знаниевой парадигмы образования является идея трансляции учащими­ся системы «готовых», «завершенных» знаний, умений и навыков, при этом сам ученик выступает пассивным объектом учебно-познавательной деятельности.

Интересно
Культурологическая парадигма в большей степени ориентирует учеб­ный процесс не на овладение «суммой знаний», а на освоение элементов культуры, способов обучения, поведения, общения.

По мере развития общества и культуры расширяются возможности овладения человеком ценностями, основами физической, эстетической, языковой, экологичес­кой, компьютерной и другими видами культуры.

Технократическая парадигма образования заключается в организа­ции обучения и , воспитания на основе репродуктивной деятельности обучающихся, направленной на эффективное достижение ими конкрет­ных фиксированных эталонов усвоения знаний и опыта.

Гуманистическая парадигма является альтернативной технократи­ческой. Для нее человек является высшей ценностью, и не только в общественных и образовательных системах.

Гуманистическая парадигма ориентирует на изменение образа мышления человека, руководствуясь принципом «все для человека, все во имя человека». Она основывается на гуманистических моральных нормах, предполагающих сопережива­ние, соучастие и сотрудничество, оказание помощи и поддержки лично­сти.

Педоцентристкая парадигма рассматривает воспитание и обучение как главные факторы развития ребенка, где основная роль отводится педагогу.

В рамках данной парадигмы методика, новаторство и творче­ство педагога являются определяющими при анализе процессов обуче­ния и воспитания. При этом личностные качества, интеллектуальные способности и интересы ребенка учитываются недостаточно.

Детоцентристкая парадигма ориентирует в первую очередь на со­здание благоприятных условий для развития всех детей, учет и развитие индивидуально-личностных особенностей, способностей и интересов.

Социептарная парадигма ориентирует на принципы государствен­ного управления обществом. Именно государство определяет характер и цели воспитания и обучения, а управление системой образования носит сугубо государственный характер.

Человекоориентированная (антропологическая) парадигма провозг­лашает человека непроходящей ценностью

Поэтому в процессе воспита­ния и обучения учитываются, прежде всего, интересы и индивидуаль­ные особенности как ребенка и его родителей, так и педагога.

Анализ приведенных образовательных парадигм позволяет сгруп­пировать их по признаку «направленность». Так, знаниевая, технократи­ческая, социентарная, педоцентристкая парадигмы (их еще называют традиционными) направлены на формирование личности ученика с за­данными свойствами, на трансляцию готового учебного содержания (зна­ний, умений, навыков) и его воспроизведение. Ученик при этом являет­ся объектом приложения педагогического воздействия.

Культурологическую, гуманистическую, человекоориентированную, детоцентристскую парадигмы можно объединить как личностно ориен­тированные, которые предполагают содействие становлению и развитию личности учащегося, где знания, умения, навыки служат средством раз­вития его личности, признаются приоритеты личностных образователь­ных ценностей.

Новая модель образования, по мысли ряда ученых, должна не меха­нически изменить прежнюю, а развиваться рядом с ней. Образование дол­жно готовить обучающихся к жизни в разнообразном, динамичном и про­тиворечивом мире. В этих условиях перед человеком постоянно возника­ют нестандартные задачи, решение которых предполагает наличие умений строить и рефлексировать собственные действия, осуществлять вы­бор и самоопределяться в новой ситуации.

При этом деятельность по известному образцу чаще всего неприемлема. Необходим переход от шко­лы памяти к школе мышления и действия, т.е. к новой образовательной парадигме.

Новая образовательная парадигма исходит из следующих по­ложений:

  • отказ от претензии на формирование единого мировоззрения у всех учеников;
  • установка на равенство всех видов опыта (научного, религиозно­го, эстетического, практико-технического и т.д.);
  • диалог разных культур;
  • преодоление в педагогике субъект-объектных отношений, где субъектом всегда является только учитель;
  • создание условий для образовательного выбора ученика и его от­ветственность за сделанный выбор;
  • освоение педагогом позиции посредника между учеником и куль­турой;
  • переход в содержании образования от науки к культуре в целом;
  • рассмотрение культуры как полисистемного образования, вобрав­шего в себя ценности разных эпох, народов, культур;
  • подход к детству как к самоценному периоду, особой субкультуре.

Переход к образовательной парадигме постиндустриального (инфор­мационного) общества означает, в первую очередь, отказ от понимания образования как получения готового знания, и представления о педагоге как его носителе. На смену приходит трактовка образования как досто­яния личности, ее самореализации в жизни. Центральной ее фигурой должен стать обучающийся и его образовательная деятельность.

Инновационное образование трактуется как ориентированное на обеспечение готовности личности к быстро наступающим переменам в обществе, к неопределенному будущему за счет развития способностей к творчеству, к разнообразным формам мышления и сотрудничеству с другими людьми.

Основные черты нового образования: открытость бу­дущему, способность к предвосхищению на основе постоянной пере­оценки ценностей, готовность к совместным действиям в новых ситуа­циях.

Говоря о возрастании роли ученика в современном образовании, часто обходят вопрос о роли учителя, словно роль педагога снижается. Однако, роль педагога при таком подходе не уменьшается. Общение с педагогом строится на авторитете не его должности, а его личности.

Основными средствами педагогического взаимодействия являются:

  • опо­ра на жизненный опыт учащихся;
  • фасилитация (помощь) учителя де­тям в обучении;
  • организация мыследеятельности и смыслотворчества учащихся;
  • сотрудничество, понимание, признание и принятие другого как ценность;
  • отношение к ученику как к полноценному сотрудничаю­щему партнеру.

Важнейшей задачей обучения становится не только освоение конкретной информации, но и овладение способами этого усвоения, способами мышления и деятельности, развитие интеллекту­альных способностей и творческого потенциала личности. Тогда содер­жание образования в современной образовательной модели становится деятельностным.

Таким образом, реализация новой образовательной модели позволит обеспечивать не только присвоение обучающимися культурно-историчес­кого опыта, но и развивать у них личностные способности к освоению новых способов мышления и деятельности, отношений между людьми.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)