Методы развития восприятия современными школьниками литературных произведений

Проблема восприятия художественных произведений современными школьниками обусловлена изменениями личности, характерными для информационного общества. Как изучать лирическое произведение, чтобы процесс его восприятия был направлен на развитие эмоционально-образной сферы личности?

Возможно ли применение на уроках литературы традиционных методик, способствующих развитию понимания лирических образов или в условиях информационных воздействий необходимо искать новые методы?

Необходимо организовывать процесс восприятия художественного текста таким образом, чтобы оно было направлено на построение индивидуального пространства личности, основанного на жизненном опыте учащихся; содействовать развитию эстетического опыта школьников как основы эмоционально-чувственного сознания и отношения личности к искусству и действительности.

От того, насколько продуманно в преподавании литературы будут учитываться процессы информационной социализации личности, зависит уровень,глубина и степень восприятия художественных образов, постижение особенностей лирической поэзии.

Анализ стихотворения должен быть направлен на решение задач развития понимания лирики как наиболее субъективного рода литературы, особенностей образного строя языка стихотворений, способности погружения в диалогическое взаимодействие с лирическим героем, эмоционального отклика на чувства автора; формирование и развитие творческого, воссоздающего воображения.

Интересно
Сообразуясь с современными требованиями к уроку литературы, в том числе и к подготовке к выпускным экзаменам по литературе, педагогам необходимо научить школьников разбираться в тропах и фигурах, иносказательных значений речевых элементов стихотворений. Условия информационной социализации, преобладание аудиовизуальных средств воздействия на личность так-же побуждают преподавателей литературы активнее применять методики, развивающие эмоции школьников, их умение чувствовать настроение стихотворения, его интонацию, понимать авторскую позицию.

На подготовительном этапе урока важно применять музыкальные отрывки, репродукции картин, слайды, цветные фотографии, т.е. такие объекты, которые могут повлиять на эмоциональное состояние, настроить на восприятие лирического произведения.

Методы комментированного и литературного чтения, а также изучение художественного текста с применением ассоциаций, сравнительных характеристик произведений разных авторов актуальны на уроках литературы сегодня. В текстах к выпускным экзаменам по литературе имеется и такое задание: найти к предложенному стихотворению аналоги в русской поэзии, в которых были ли
бы отражены сходные темы.

Это задание побуждает учащихся не только к поиску похожих тематически стихотворений, но и расширяет представление о
многообразии русской поэзии, ее основных темах, образах, идеях. Подготовкой к выполнению такого задания может быть проведение уроков по творчеству разных поэтов с целью выявления влияний, традиций, «сквозных тем», ассоциаций, позиций лирического героя.

Например, при изучении темы «Реквием» А.А. Ахматовой как выражение масштабов трагедии народа» старшеклассники готовят слайды для презентации в программе Power Point. Поэма имеет ярко выраженный изобразительный характер, поэтому представить ее зрительно возможно с применением многочисленного изобразительного ряда, имеющегося в сети Интернет.

Школьники находят фотографии Анна Ахматовой тех лет, когда создавался «Реквием», отмечая при этом, что диапазон создания поэмы велик: 30-е – 60-е годы XX века.

Школьники видят, как менялся облик поэта на протяжении ряда лет, соотносят его с теми трагическими событиями, которые происходили в личной жизни Ахматовой и в России, и с тем, как эти события воссозданы в поэме. Превращение «царскосельской веселой грешницы» в Мать скорбящую над судьбой Сына и Отечества ярко представляется на фото и лучше запоминается школьниками.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)