Классические методы экономического анализа

Анализ тех или иных экономических показателей, явлений, процессов, ситуаций начинается с использования метода абсолютных величин, поскольку именно этот метод позволяет получить исходную информацию для анализа.

С его помощью можно охарактеризовать масштабы хозяйственной деятельности организации, величину примененных и потребленных в процессе хозяйственной деятельности ресурсов, полученные результаты. При использовании данного метода применяют абсолютные показатели, рассмотренные выше.

Применение этого метода позволяет предварительно сориентироваться в итогах работы организации путем рассмотрения по данным, полученным из различных источников информации.

Например, по данным отчетности можно охарактеризовать основные показатели хозяйственной деятельности: выполнение планов производства и продаж, доходов, расходов, наличие собственных средств, размер дебиторской задолженности и др.

Этот метод позволяет получить общее представление об итогах хозяйственной деятельности и определить направления дальнейшего анализа, прежде всего, факторного, в процессе которого выявляется влияние факторов па имеющиеся показатели.

Метод абсолютных величин позволяет получить исходную информацию для применения других приемов и способов аналитического исследования объектов анализа.

Например, абсолютные величины используются в качестве базы для исчисления относительных и средних величин.

Как уже отмечалось выше, относительные показатели характеризуют соотношения каких-либо двух абсолютных показателей.

Они определяются в процентах, коэффициентах или индексах.

Исчисление относительных величин, которые широко применяются в экономическом анализе, позволяет объективно оцепить хозяйственные процессы.

Как правило, при анализе используют абсолютные (стоимостные, натуральные, трудовые) величины, но часто при их сравнении трудно сделать вывод (обобщение) о качестве выполнения плана или выявить тенденции изменения того или иного показателя.

В этом случае используют относительные величины.

Относительные величины сравнения имеют большое значение в отраслевом анализе, а также при анализе и оценке конкурентных преимуществ, когда сравниваются одни и те же характеристики двух разных совокупностей, групп, единиц (доли рынка, занимаемые различными организациями).

Основное условие расчета относительной величины — сопоставимость сравниваемых показателей и наличие реальных связей между изучаемыми явлениями.

Величина, с которой производится сравнение (знаменатель дроби), обычно называется базой сравнения или основанием.

Не менее существенны в экономическом анализе средние величины. Они предназначены для обобщения соответствующей совокупности типичных, однородных показателей, явлений, процессов.

В средней величине сглаживаются количественные колебания отдельных показателей хозяйственной деятельности исследуемых объектов.

На основе обобщения, усреднения частных показателей рассчитывается новый самостоятельный показатель, который может позволить выявить качественную сторону исследуемого процесса или явления.

В среднем показателе случайные отклонения частных показателей взаимно погашаются, что позволяет абстрагироваться от случайности отдельных значений и колебаний.

Без средних величин невозможно сравнение изучаемого признака по разным совокупностям и характеристикам изменения варьирующего показателя во времени.

В аналитических расчетах применяются различные виды средних величин. Наиболее распространенными являются средняя арифметическая — простая и взвешенная.

Используются также и другие формы средних величин: средняя хронологическая, средняя гармоническая взвешенная, средняя геометрическая и т.д.

С помощью средних величин (групповых и общих), исчисленных на основе массовых данных о качественно однородных явлениях и процессах, можно выявить общие тенденции и даже закономерности в развитии объектов аналитического исследования.

В то же время серьезным недостатком этого приема анализа является то, что за средними величинами могут скрываться значительные колебания значений частных изучаемых показателей, что может привести к неверным выводам, а значит и ошибочным управленческим решениям.

Сравнение — наиболее распространенный прием анализа. Иначе говоря, сравнение — научный метод познания, в процессе которого изучаемые явления и объекты сопоставляются с уже известными или изученными ранее с целью определения общих черт, либо различий между ними.

Каждый показатель, используемый для оценки и контроля, имеет значение только в сопоставлении с другим. Сравнение начинается с соотношения явлений, анализируются сравниваемые явления.

Сравнение экономических показателей может осуществляться но разным направлениям:

  • с плановыми (нормативными) показателями;
  • со средними показателями по региону, отрасли;
  • с аналогичными показателями прошлых периодов;
  • с другими показателями деятельности организации и др.

Сопоставляя отчетные данные с плановыми (нормативными), выявляют степень выполнения (или невыполнения) планового задания.

Сопоставление фактических показателей с нормативными (например, с нормами расходов сырья, материалов, энергии и др.) проводится в целях контроля за использованием всех видов ресурсов.

Сравнение фактических показателей с утвержденными нормами необходимо также для выявления экономии или перерасходов отдельных видов ресурсов на производство продукции, для оценки утерянных возможностей выпуска продукции и снижения себестоимости.

Сопоставляя фактические данные исследуемой организации со средними показателями по региону, выявляют отличия показателей работы организации от средних по региону (но уровню оплаты труда работников, по величине совокупных ресурсов и т.д.).

Сопоставляя фактические показатели отчетного периода с аналогичными показателями ряда прошлых периодов, оценивают результаты работы в динамике.

Сравнение фактически достигнутых результатов с данными прошлых периодов дает возможность оценить темпы изменения исследуемых показателей и определить тенденции развития экономических процессов в организации.

Сравнение показателей анализируемой организации со средними аналогичными показателями по отрасли выявляет место анализируемого субъекта па рынке среди других хозяйствующих субъектов, долю на рынке.

Сравнение показателей, характеризующих деятельность организации, со средними показателями других организаций данной отрасли, по городу или региону также позволяет выявить новые возможности увеличения производства, изменения ассортимента производимой продукции и т.д.

Сопоставляя различные показатели одной и той же организации, можно выявить более (или менее) рентабельные виды продукции, отношение к данной организации ее контрагентов (например, через соотношение периода оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности) и т.д.

Используя сравнение, различают:

  • горизонтальный сравнительный анализ, который применяется для определения абсолютных и относительных отклонений фактического уровня исследуемых показателей от базового;
  • вертикальный сравнительный анализ, используемый для изучения структуры итоговых экономических показателей, например, с целью выявления удельного веса отдельных видов активов организации в общей их сумме, принимаемой за 100%;
  • трендовый анализ, применяемый при изучении темпов роста и прироста какого-либо показателя за ряд лег к уровню базисного периода (как правило, года), и определение основной тенденции динамики показателя;
  • одномерный сравнительный анализ, который применяется для сопоставления одного или нескольких показателей одного объекта или нескольких объектов по единому показателю;
  • многомерный сравнительный анализ, который заключается в сравнении результатов деятельности нескольких организаций по широкому кругу показателей.

Важным направлением сравнения является сопоставление результатов деятельности до и после применения того или иного мероприятия (изменения того или иного фактора) с целью определения количественного влияния фактора и определения резервов, например, влияние повышения цен реализации продукции на рентабельность капитала.

В каждом случае сравнение зависит от цели анализа и стоящих перед ним задач.

Рассмотрим наиболее типичные ситуации, в которых используется способ сравнения.

Выявление степени выполнения планов посредством сравнения соответствующих фактических показателей с плановыми (табл. 12.1).

Таблица 12.1 Выполнение плана реализации продукции и прибыли от продаж организации в отчетном периоде

Как видно из табл. 12.1, план прибыли выполнен на 105,8%, сверх плана получено 661 тыс. руб. прибыли. В то же время план по реализации продукции недовыполнен на 0,8% (99,2 – 100,0). В отчетном году было продано продукции на 824 тыс. руб. меньше, чем было установлено планом.

Сопоставление фактических показателей отчетного периода с соответствующими показателями предшествующего (прошлого или базисного) периода (табл. 12.2).

Таблица 12.2 Динамика производства продукции организации в отчетном периоде

Данные таблицы 12.2 позволяют сделать следующие выводы. В отчетном периоде организации произвела продукции А больше, чем в базисном периоде на 16 единиц, или на 4,9%.

Производство продукции Б уменьшилось по сравнению с базисным периодом на 18 единиц, или на 4,2% (95,8 – 100,0).

Сопоставление фактических показателей отчетного периода со средними значениями этих показателей за три—пять прошедших лет (табл. 12.3).

Таблица 123 Изменение объема реализации организации по видам продукции в отчетном году по сравнению с прошлыми периодами (в среднем)

Данные таблицы 12.3 свидетельствуют о том, что реализация продукции А развивается успешно, так как в отчетном году реализация превысила не только прошлогодний, но и среднегодовой уровень.

Реализация продукции Б требует более глубокого изучения, поскольку в отчетном году объем продаж был не только менее, чем в прошлом году, но меньше среднегодовой продажи за последние пять лет.

Оценка резервов увеличения производства продукции осуществляется путем сравнения фактических данных об объеме производства за отчетный год с плановыми показателями, определенными с учетом организационно-технических мероприятий по увеличению производства продукции.

Сравнение одних экономических показателей с другими показателями деятельности организации (табл. 12.4).

Таблица 12.4 Динамика продолжительности оборота дебиторской и кредиторской задолженности организации в отчетном году

Как видно из данных табл. 12.4, финансовое состояние организации несколько ухудшилось, так как продолжительность дебиторской задолженности возросла, а кредиторской — сократилась.

Это может означать, что у организации возникли сложности с реализацией продукции (например, вследствие снижения спроса) и она вынуждена увеличивать срок коммерческого кредита для покупателей.

При этом продолжительность кредиторской задолженности возросла, что может свидетельствовать о снижении доверия к организации со стороны поставщиков.

Сравнивая изменение соотношения оборачиваемости дебиторской и кредиторской задолженности, можно прийти к тем же выводам, так как в динамике оно повысилось.

Обязательным условием применения метода сравнения должна быть сопоставимость сравниваемых показателей (плановых и отчетных показателей, показателей отчетного и прошлых периодов и т.п.), предполагающая:

  • сравнимость объемных, стоимостных, качественных, структурных показателей;
  • единство периодов времени, за которые производится сравнение;
  • сопоставимость условий производства;
  • сопоставимость методики расчета показателей.

Подчеркнем: сравнивать можно только качественно однородные величины.

Выявленные отклонения являются объектом дальнейшего анализа. При анализе отклонений от плановых значений целесообразно оцепить качество самого планирования.

Так, например, значительные положительные отклонения от плана (перевыполнения плана) могут явиться результатом заниженного или недостаточно напряженного плана.

Группировка аналитической информации — деление изучаемой совокупности объектов на однородные группы по соответствующим признакам.

Данный метод анализа часто является неотъемлемой составляющей аналитического исследования. Простой подсчет итогов, сравнение показателей не всегда позволяет достаточно полно оценить особенности деятельности организации, динамики ее показателей.

Поэтому до осуществления расчетов проводят предварительную характеристику совокупности, ее группировку.

Она позволяет изучить экономические явления и процессы во взаимосвязи, взаимозависимости, выявить наиболее существенные факторы, обнаружить те или иные тенденции и закономерности, свойственные этим явлениям и процессам.

Группировки исходных данных широко применяются при анализе плановых и отчетных показателей. С их помощью можно показать зависимость уровня затрат от объема продаж, оборачиваемости и др.

Без группировки нельзя узнать, за счет чего перевыполнен или недовыполнен план, как он выполняется разными типами организаций.

Объектами изучения выступают как сами хозяйствующие субъекты, так и их структурные подразделения, хозяйственные операции.

Группировка предполагает классификацию явлений и процессов, а также причин и факторов, их обусловливающих. Нельзя группировать явления по случайному признаку, необходимо сделать обоснованный выбор признаков.

Одним из важнейших методологических принципов, лежащих в основе научного выбора груипировочных признаков и построения группировок, является положение, согласно которому производить их следует с обязательным учетом качественных характеристик группируемых единиц совокупности.

Эти характеристики должны учитывать сущностные (наиболее важные) признаки изучаемого явления, процесса или объекта, позволяя объединить в отдельные (самостоятельные) группы однородные по социально-экономической и правовой природе единицы изучаемой совокупности.

Только продуманные группировки дают возможность глубоко проанализировать явления, характеризовать их черты, взаимосвязи между отдельными показателями.

Группировки подразделяются по сложности построения:

  • простые (с помощью которых изучается взаимосвязь между объектами, структурированными по определенному признаку);
  • комбинированные (сначала делятся по одному признаку, а потом внутри каждой подгруппы происходит деление по другим признакам).

В зависимости от целей анализа используют типологические, структурные и аналитические группировки.

В экономическом анализе структурные группировки широко используются при изучении состава хозяйствующих субъектов (но мощности, уровню автоматизации, величине основных фондов и т.д.).

Типологические группировки позволяют разграничить изучаемые совокупности на однородные группы, тины но существенному качественному признаку. Примером типологической группировки может быть группировка организаций по видам деятельности или по формам собственности.

Типологическая группировка оформляется в таблицу, выделенные группы (на основе комбинации группировочных признаков) объединяются в намеченные типы и определяется численность (удельный вес) каждого из них.

Структурная группировка аналитической информации может производиться, чтобы изучить изменение структуры типически однородных групп явлений, процессов или объектов.

Для структурной группировки необходимо наличие однородных совокупностей, расчленяемых по величине изменяющегося признака. Если в основе типологической группировки лежат качественные признаки, то в основу структурной положены количественные признаки изучаемой совокупности.

Структурные группировки позволяют изучить внутреннее строение показателя и соотношение в нем отдельных частей.

Например, с помощью структурной группировки можно изучить состав выпускаемой продукции по номенклатуре и ассортименту, состав рабочих по профессиям, стажу работы, по возрасту и т.д.

В процессе аналитической работы можно сгруппировать подразделения организации по уровню выполнения плана, производительности труда, загрузке оборудования, оснащенности средствами автоматизации и механизации труда и др., чтобы определить уровень экономической эффективности отдельных подразделений организации, выявить резервы улучшения работы отстающих подразделений.

Аналитические группировки — это распределение по зависимости, взаимосвязи между двумя или несколькими разнородными группами явлений или их признаками.

Аналитические группировки позволяют выявить взаимосвязи, взаимозависимости и взаимодействия изучаемых показателей, явлений, объектов.

Они дают возможность выявить многие скрытые зависимости и взаимосвязи, что имеет значение для принятия управленческих решений и развития хозяйственной деятельности организации.

Например, при изучении спроса покупателей на продукцию организации целесообразно сгруппировать покупателей по полу, возрасту, уровню доходов, месту жительства и другим признакам.

Способы табличного отражения аналитических данных являются наиболее рациональными и удобными для восприятия формами представления результатов анализа.

Результаты аналитической сводки и группировки, как правило, помещаются в аналитических таблицах, представляющих собой рациональное, наглядное, компактное и систематизированное изложение показателей, изучаемых в процессе экономического анализа.

Горизонтальные линии таблицы именуются строками, а вертикальные графами (столбцами, колонками).

Каждая строка и графа имеют свое наименование (заголовок), соответствующее содержание показателей, помещенных в таблице, а таблица в целом имеет общее наименование, определяющее ее содержание.

Любая правильно составленная таблица содержит два основных элемента: подлежащее и сказуемое. Подлежащее — это объект изучения или перечень единиц совокупности (их групп), которые характеризуются в таблице. Сказуемое — это перечень показателей, которыми характеризуется подлежащее.

При разработке аналитических таблиц в процессе сводки и группировки показателей, используемых для проведения анализа, следует иметь в виду, чтобы таблица не должна быть простым сводом данных, размещенных в произвольном порядке.

Каждая таблица должна заключать в себе аналитическое изложение результатов наблюдения, чтобы в последовательном ряду строк и граф развертывалась цифровая картина тех явлений, которые подлежат анализу.

Таблица должна быть оптимальной по своему размеру. С одной стороны, ей следует содержать все необходимые показатели, с другой — не быть перегруженной избыточной статистической информацией.

Таблица должна иметь четкое общее название, а также названия подлежащего и сказуемого, их групп и разделов.

Таблицы без названий понимаются с трудом. Кроме того, в них должны быть указаны единицы измерения, территория, период времени и другие необходимые сведения, привязывающие таблицу к конкретному содержанию, объему данных, времени и пространству.

Строки подлежащего и графы сказуемого могут размещаться от частного к общему или наоборот. Итоговые показатели обычно помещаются в последней строке или графе. Однако, исходя из задач, решаемых таблицей, итоговые показатели могут быть приведены и в первой строке.

Если таблица большая, ее строки и графы могут нумероваться (обозначаться) порядковыми числами или буквами по алфавиту.

Все приводимые в таблице цифровые данные должны иметь одинаковую степень точности (целые числа, целые числа с десятыми или сотыми показателями), что облегчает восприятие информации, содержащейся в таблице.

При отсутствии данных за какой-то год или по какому-то параметру вместо соответствующих цифр обычно ставится многоточие или помета «нет данных».

Если отсутствие каких-то данных является объективным фактом (например, отсутствие изменения какого-либо показателя), то вместо соответствующих данных ставится прочерк (тире).

Все сомнения и вопросы, которые могут возникнуть при чтении таблицы, должны быть раскрыты в примечаниях к ней.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)