Формирование и развитие как основа активного обучения

Активизация учебной деятельности – целеустремленная деятельность преподавателя, направленная на разработку и использование такого содержания, форм, методов, приемов и средств обучения, которые способствуют повышению интереса, активности, творческой самостоятельности обучаемого в усвоении знаний, формировании умений и навыков, применении их на практике.

Естественно, что воздействие на мышление игрока и его своего рода «деформация» могут быть достигнуты либо путем «формирования», либо путем «выращивания». Второй путь является психологически, этически и педагогически более приемлемым. Игрок, обладающий субъективными качествами деструктора, отвлекает ресурсы игры на свое самовыражение и консервацию своего взгляда.

Тогда как «развивающее» воздействие на него со стороны руководителя в пленарной дискуссии или даже дискуссии различных руководителей игры может стать необходимой компенсацией негативного влияния.  Конкретными стимуляторами изменения являются: содержание новых способов работы; требования со стороны других игроков, игротехников, руководства игры; новые для игрока средства действия, коммуникации, мышления, взаимодействия, самоопределения, общения.

Именно средства мышления и действия при групповом характере получения нужного результата, а также легко возникающая групповая ответственность за происходящее «выращивают» потребность в преобразовательном отношении к себе, в подражании удачным образцам, в изменении самопознания, самоопределения.

Вся рефлексивная культура – «к услугам» игротехникапедагога-психолога. Рефлексия – собственно игротехническая категория, выражающая принцип и несводимый к нему одноименный процесс игры, отличающийся от психологической рефлексии как специально выстраиваемая процедура.

В систему теоретических средств входит инструментарий методологии, социологии, психологии, культурологии, философии, этики, физиологии и т.п. Этим и гарантируется реализация принципа «выращивания» новых способностей (включая способность к саморазвитию) как наиболее сложного, ключевого принципа психолого-педагогической деятельности. В его рамках обучающий не меняет состояния участника, если оно не вписывается в зону его ближайшего развития, если оно не понимается, не принимается им, не идет от имени участника, если он сопротивляется и связан с сохранением «единости себя».

Интересно
Ведущий создает лишь условия для того, чтобы участник сам заметил «дефект», сам вырастил потребность в своем изменении, сам желал бы его, искал пути прихода к новому состоянию, сам бы строил траектории своего изменения и т.д.

Подобная технология неизмеримо сложнее, но несопоставимо гуманистичнее и перспективнее. Игра, с ее возможностями моделирования жизни, предоставляет неограниченные перспективы полноценного следования принципу выращивания.

Ограничивают лишь рамки времени игры и практичность заказа на игру. Игра – форма деятельности в ситуациях, моделирующих воссоздание и усвоение общественного опыта.

Естественно, что соблюдение принципа «выращивания», открытость игротехнических замыслов в конце каждого витка игры (фаза рефлексии дня, методологические консультации и конец игры) предопределяют отсутствие эффекта манипулирования игроками.
Это тем более важно, что ценности саморазвития требуют передавать игрокам возможность соучастия в режиссуре, сценировании, создании театрального события в целом. Только тогда и достигается внутриигровая полнота
самоопределения.

Самоопределение – это процесс формирования и развития ответственных позиций, осуществляемый в игровом действии.

Узнай цену консультации

"Да забей ты на эти дипломы и экзамены!” (дворник Кузьмич)